Готические соборы Франции

Страница: 1/6

План.

1. Введение.

А) Готическое искусство

Б) Строительные материалы и основные типы зданий.

В) Пространственные решения.

2. Анализ архитектурных памятников.

А) Собор в Шартре.

Б) Собор в Анжере.

В) Собор богоматери в Париже.

Г) Собор в Аменьене.

Д) Собор в Реймсе.

Е) Собор в Лане.

3. Заключение.

4. Список литературы.

Введение.

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по назва­нию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим на­зывали искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах го­тика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Готика вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. Она родилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись

Тридцатые годы XII в. были временем бурного роста французской культуры. Облик Франции сильно изменяется. Много церквей сгорело, но на их месте строятся новые.

Именно в эту эпоху, когда сталкивались различные воззрения могло зародиться готическое искусство со всем богатством его образов, сдерживаемых единой догмой католической церкви. В течении этого времени не прекращались связи с Византией. Именно XIII в. оставил наиболее совершенные памятники готического зодчества, постепенно перерождаясь питаемые новыми эстетическими идеалами готические формы продолжают жить вплоть до начала XIV в.

Стремление к красоте свидетельствуя о свежести чувств и интеллекта всегда свойственно эпохе подъёма высокой культуры оно присущее готическому искусству вплоть до конца XIII в. Высшим его выражением был готический храм с его единством архитектурного образа включавшего в себя как пластическое, так и чисто живописное убранство.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города Главное общественное сооружение средневекового города, его собор, предназначенный не только для отправ­ления культа, но и для собраний городской общины. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профес­сора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные пред­ставления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как преж­де). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Ставшая делом всей городской коммуны архитектура соборов воплотила су­щественные черты средневековой идеологии, теологического представления о величии и стройности мироздания, общественного устройства (иерархическая структура общества). Поднявшиеся высоко над кровлями обычных зданий грандиозные каменные соборы, украшенные кружевом почти юве­лирной резьбы, явились важнейшим и наиболее ярким порождением готики (которую многие иссле­дователи считают национальным французским стилем). Это — плод умудрённого опытом человече­ского разума, вдохновенного творчества одарённых мастеров, а вместе с тем и длительного, иногда двух-трёхвекового трудового подвижничества народа, одержимого идеей искупления земных гре­хов путём служения богу

. Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного качества работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-профессиона­лами. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где первоначальный замысел зна­чительно менялся в процессе строительства, их до тонкостей продуманная структура были бы недо­стижимы без нового лица — возглавлявшего строительство мастера-каменщика, большей частью ос­тававшегося неизвестным и лишь кое-где поименованного среди узоров декора, т. н. лабиринтов, на каменном полу собора или запечатленного в скульптуре

Реферат опубликован: 5/07/2008