Готические соборы Франции

Страница: 4/6

Собор в Анжере.

Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен. Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.

Тщательная обработка прекрасно освещенных сводов собора в Анжере могла бы позволить предложить, что они когда то, также как и стены под высоко поставленными окнами, были покрыты росписью.

Нотр- Дам де Пари

(приложение 3)

Характерные черты ранней готи­ки воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Ве­личественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строи­тельство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в.

Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного попе­речного — трансепта Это грандиоз­ный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм, разделённый посере­дине длины коротким трансептом и за­вершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителя­ми, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верх­ние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными чле­нениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения мону­ментальными башнями — совершенное произведение вполне установившегося стиля.

В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуя­ми — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, кото­рых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми ар­ками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастиче­ских чудовищ — химер.

В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитек­туры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использова­ние аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готи­ческому искусству.

Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему по­литическому значению города как столи­цы государства и завершил первый этап развития готического стиля.

Собор в Амьене

(приложения 5,8)

Собор в Амьене(1220—88, Робер из Люзарша, Robert de Luzarches, 13 в., Тома из Кормопа, Tho­mas de Cormont, и его сын Рено — 15 в.)— длиной сто сорок пять , высотой сорок два с половиной мет­ра и площадью 7700 м2 — самый крупный во Франции.

Впечатление, которое производит на зрителя этот собор ,архитектурный памятник зре­лой готики, передают следующие слова известного искусствоведа XIX в. П. П. Гнедича: «Эти бесконеч­но переплетающиеся аркады и сво­ды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Всё стремится к чему-то высше­му, гигантскому . на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквоз­ные воздушные переходы; своды

вздымаются выше и выше; над ни­ми идут колокольни, далее коло­кольни ещё и ещё, и их острые ба­шенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, пере­ходов, статуй и гробниц окутан кру­жевом изящного орнамента . То вы­сшее проявление готики, до которого дошла средневековая ар­хитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это какие-то ювелирные ра­боты, трактованные в колоссаль­ном размере».

. Головокружи­тельная высота нефа, чистота профиля всех нер­вюр,- активная кривизна 2-ярусных аркбутанов, точность их наклона и примыкания свидетельству­ют о полном овладении законами равновесия. Свет в изобилии льётся из сплошь остеклённого (вклю­чая трифорий) хора и четырёхчастных окон нефа, словно расцветающих каждое тремя розами. Соот­ношение масс и пролётов постройки, значитель­ность главной аркады, равной по высоте трифорию и окнам, создают замечательную пространствен-ность интерьера. Простота и целеустремлён-архитектурных линий контрастируют с многоплановой структурой фасада, насыщенного резьбой и скульптурой

Реймский собор

(приложения 4,7)

Архитектуре реймского собора (1211—1331) при строгости тектонического пост­роения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скуль­птуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая го­ризонтальные членения. Даже стрельчатые обрам­ления порталов настолько повышены, что цент­ральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь аб­рис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху.

Реферат опубликован: 5/07/2008