Внешняя политика и решение глобальных проблем современности

Страница: 2/7

Веками внешняя политика была привилегией узкого круга влиятельных лиц – глав государств, правительств и профессиональных дипломатов. Теперь она становится делом сотен миллионов людей (народная дипломатия). Для этого имеются богатые возможности. Ведь в мире насчитывается более 4000 международных организаций, из которых межправительственных только около 300.

Современный мир не только многолик, сложен, но и противоречив, в нём переплелись многие противоречия – как между государствами, так и внутри них.

Несмотря на них, важнейшей закономерностью современного мира является единство его как целого, служащее объективным фундаментом всей системы международных отношений.

Отметим основные факторы, которые подтверждают, что современный мир взаимозависимый, взаимосвязанный, целостный:

· интернационализация производства на основе международного разделения труда

· двусторонний и многосторонний обмен информацией, приведший к тому, что сегодня все страны, за редким исключением, действуют в рамках глобальной информационной системы

· состояние ресурсов природы, в том числе полезных ископаемых, сырья, топлива, лесов, которые катастрофически истощаются, но которые необходимы для нормального функционирования национального и мирового хозяйств

· над всеми противоречиями и проблемами современности встало главное противоречие – между миром и опасностью войны, между выживанием человечества и опасностью его гибели

А это означает, что последствия современной НТР, имеющие глобальный характер, усложнили мирохозяйственные связи, важнейшей формой которых стала интеграция. Мы можем заново получить или уточнить представление о других субъектах международных отношений, а также узнать их мнение о данном государстве. Понятно также, что в охране и возрождении природы заинтересованы все государства, весь мир. И для того, чтобы наша цивилизация выжила, все должны объединиться и общими усилиями предотвратить её гибель.

Типы цивилизационного

развития.

Термин «цивилизация» может употребляться в разных смыслах. Он применяется как для обозначения типов общества, так и типов развития, связанного с накоплением достижений, обеспечивающих бытие и развитие человека. Речь идёт о технико-технологическом прогрессе, успехах в регуляции социальных отношений достижений культуры, т.е. обо всём, что способствует восхождению человека по ступеням духовного и социального совершенствования.

В развитии человечества после того, как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную цивилизацию. Известный историк и философ А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два

больших класса, соответственно типам цивилизационного прогресса – на традиционные общества и техногенную цивилизацию.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в 15-17 столетиях в Европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из них были просто поглощены техногенной цивилизацией, пройдя через этапы модернизаций, они превращались затем в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее, сохраняли многие традиционные черты, превратившись в своего рода гибридные образования.

Различия традиционной и техногенной цивилизации носят принципиальный характер.

Традиционные общества характеризуются медленными темпами социальных изменений, прогресс идёт очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. Виды деятельности, их средства и цели иногда столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. Соответственно в культуре приоритет отдаётся традициям, канонизированным типам мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет и др.). Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие развивающиеся государства сохраняют черты традиционного общества.

Что же касается техногенной цивилизации, которые часто обозначают расплывчатым понятием «западная цивилизация», имея в виду регион её возникновения, то это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Темпы социального развития здесь резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным; резервы роста черпаются уже не за счёт расширения культурных зон, а за счёт перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующее новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Этот процесс обеспечивает ускоренное развитие техники и технологии, которые проходят всё более спрессованные циклы обновления за счёт внедрения в производство научных знаний. Так возникает новый тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живёт человек. Это приводит к ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации НТП постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни, ускоряет прогресс общества. Её победоносное шествие по всей планете порождало представление, что именно она является магистральным путём развития человечества. Ещё 5-10 лет назад мало кто полагал, что сам его техногенный прогресс и система ценностей приведут человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут быть исчерпаны.

Реферат опубликован: 24/01/2007