Закон и право

Страница: 10/14

1.Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий кодекс.

2. Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные" нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабаты­вается и принимается особый нормативный юридический акт.

Все основные (профилирующие и специальные) отрас­ли законодательства имеют "свой" заглавный кодекса гражданское законодательство - Гражданский кодекс; уголовное законодательство - Уголовный кодекс, граж­данское процессуальное законодательство - Граждан­ский процессуальный кодекс и т.д.

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже говорилось, - ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово назва­ния кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово "Кодекс" в тексте самого ко­дифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, тех­нико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, как правило, вспо­могательный поисковый аппарат, и т. д.

3. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

3.1. Понятие правотворчества.

Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующее: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

Можно выделить три разновидности правотворческой деятельности:

· правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских);

· санкционированное правотворчество;

· народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятая тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы, и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции Министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). Таким образом, «правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании и объективных социальных потребностей и интересов общества[1]».

3.2. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса. Он включает в себя четыре основных стадии:

1. законодательную инициативу;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие закона;

4. обнародование закона;

В Конституции Российской Федерации отражены все эти процедурные моменты.

Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Реферат опубликован: 24/04/2009