Закон и право

Страница: 4/14

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон.

1.2. Понятие и признаки законов.

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти Парламентом, Конгрессом, Верховным Советом, и т.д. Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе­циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе­ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

«Известно положение: закон выражает волю народа. Но это будет возможным и реальным лишь тогда, когда воля сформируется не в результате априорного выражения, постулата. Анализ опыта прошлых десятилетий убедил нас, сколь ошибочны представления о воле как «механическом» объединении «воль» общностей, коллективов, граждан. Правильнее вести речь о другом – о добровольном, осознанном и активном участии всех слоев общества в формировании воль на основе учета многообразия интересов и того «слияния» воль, которое затем служит основой выработки собственной установки действовать в соответствии с законом.

Закон, как никакой другой юридический акт, должен обращаться к максимально широкому кругу субъектов права, создавая для них простор в легальном выборе альтернатив правомерного поведения, стимулировать активно-правомерные поведенческие действия. Поэтому в нем необходимо сконцентрировать политически ёмкий, экономически выверенный, демократический механизм перестройки вообще, управления экономикой и нового хозяйственного механизма в частности. А значит, и обращение граждан, коллективов, организаций к закону как акту прямого действия будет всё более частным, систематическим, а не эпизодическим, как раньше. Закон должен непосредственно выражать интересы общества, государства, коллектива и личности, обеспечивая их прямую защиту путем введения как демократических решений, демократических диалогов и действий, так и демократических процедур разрешения конфликтов, охраны прав и законных интересов. Подчёркиваю: именно закон, а не подзаконный акт.1»

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле­тий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. По­этому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным послед­ствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде­рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин­цип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су­дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

В п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под­правили, подчеркивая значение Конституции.

Конституция РФ ст. 120 п.1:

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и феде­ральному закону.

Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным орга­ном. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Сме­шение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципи­альной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Реферат опубликован: 24/04/2009