Избирательная система Российской Федерациии ее роль в становлении российской государственности

Страница: 12/30

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. «Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество», - отмечает О.Кутафин.2 Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, как правило, совершенно не знакомы. Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующих иные политические взгляды, оказываются никем в парламенте не представлены, демократия получается «урезанной».1 Нельзя сбрасывать со счета и то, что мажоритарная система относительно дорога, часто надо проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немало финансовых затрат.

Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или другому общественному объединению. Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Эта система отражает интересы не только большинства, но и меньшинства населения. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

В зависимости от того, сколько общественных объединений наберет процентов голосов на выборах, оно столько может привести в парламент своих кандидатов. Для определения количества мандатов (от лат. manatum – поручение, полномочие, наказ) той или иной партии определяется так называемый «избирательный метр» или квота – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Простейший способ определения квоты был предложен Т.Хэром. Согласно этой системе, квота (R), определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащих распределению мандатов (Y): Q=X:Y. Недостаток такого способа состоит в том, что за редкими исключениями не удается распределить сразу все мандаты.

Для того, чтобы избежать указанного недостатка иногда применяется метод «наибольшей средней», предложенной бельгийским ученым В.д'Ондтом.1 По этому методу, поданные за каждый партийный список голоса, последовательно делятся на ряд чисел 1,2,3,4,5,6,7 и т.д. Полученные остатки распределятся по убывающей – от большего к меньшему строго по порядку. То частное, которое занимает порядковое место в этом ряду убывающих чисел, равное число депутатов, подлежащих избранию от данного округа и будет квотой.

При определении результатов голосования по пропорциональной системе применяются два основных правила, согласно которым производится распределение мандатов внутри партийного списка. Правила «связанных списков» сводятся к тому, что порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партия набрала одну квоту, то избранным будет первый по списку кандидат, а если партия набрала две квоты, то соответственно – первый и второй.

Правила «свободных списков» позволяют избирателю, проголосовавшего за весь список целиком, выразить свое отношение к кандидатам, проставив против их имен цифрами или иным способом свои преференции, т.е. указать, кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т.д. При этом избранными оказываются не те кандидаты, которые стоят во главе списка, а те, которые набрали наибольшее количество преференций. Такую модификацию иногда рассматривают как самостоятельную преференциальную систему. Она применяется, например, в Австралии на федеральных парламентских выборах с 1918 года.1

Достоинствами пропорциональной системы становятся недостатки мажоритарной системы. Однако эта система довольно сложна, и ее применение предполагает относительно высокий уровень политической грамотности населения, которое должно уметь отличать партии политического спектра при том, что их различия зачастую трудноуловимы.

Реферат опубликован: 25/11/2007