Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ

Страница: 19/30

Согласно Закону (п. 4 ст. 104), в конкурсную массу не включаются следующие объекты: жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно важные для данного региона. Они должны быть приняты на баланс соответствующих местных органов власти или органов государственной власти. Однако последние, часто отказывались это делать, а Закон о банкротстве 1992г. не давал ответа на вопрос: "Каковы должны быть действия конкурсного управляющего, если органы местного самоуправления и государственной власти не принимают указанные объекты на свой баланс?”. Закон 1998г. дает однозначный ответ на данный вопрос: обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

Статьей 102 Закона предусматривается, что в процессе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, если сам не имеет необходимых навыков.

Согласно п. 2 ст. 98 и п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве конкурсному управляющему с момента его назначения арбитражным судом переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника, в том числе и отчуждению, если денежных средств не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Собрание (комитет) кредиторов, в соответствии с п. 1 ст. 112 должен будет лишь одобрять порядок и сроки продажи имущества должника.

Стоит отметить, что Закон о банкротстве в ст. 113 предусматривает продажу (уступку) прав требований. Конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) не установлен собранием (комитетом) кредиторов. Необходимость введения указанной нормы подтверждается арбитражной практикой: в большинстве дел, по которым открыто конкурсное производство, должник имеет не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Данная норма позволит ускорить проведение процедуры конкурсного производства.

Таким образом, мы видим, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий не ограничен правилами, которые предусмотрены Уставом должника для его руководителя. На практике известны примеры, когда арбитражный суд признавал правомерными действия управляющего, которые выходили за рамки полномочий, установленных Уставом организации для её руководителя - при отчуждении имущества, т.к. полномочия управляющего определяются Законом и включают в себя право распоряжаться имуществом (в том числе и недвижимым) должника без учёта ограничений, установленных для руководителя должника[41].

Хочется обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 105 Закона устанавливается, что конкурсный управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет).

Иные счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в процессе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с таких счетов должны быть перечислены на основной счет должника. На основной счет должника будут также зачисляться денежные средства, поступающие в процессе конкурсного производства. С основного счета будут осуществляться и выплаты кредиторам.

С основного счета также оплачиваются следующие расходы: расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с публикацией объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением процедуры конкурсного производства.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий будет представлять собранию или комитету кредиторов в любое время по его требованию.

Реферат опубликован: 11/02/2009