Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ

Страница: 6/30

Таким образом, при определении признаков несостоятельности (банкротства) закон исходил из критерия неоплатности. Однако, применение критерия неоплатности в отношении юридических лиц приводило к ограниченности применения Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”: “дутые активы” многих предприятий делали перспективу признания их банкротами весьма призрачной.

Пример: В арбитражный суд с заявлением о несостоятельности АО обратился один из его кредиторов.

В процессе рассмотрения дела был изучен бухгалтерский баланс АО, из которого следовало, что на день принятия арбитражным судом заявления кредиторская задолженность АО составляла 695572 тыс. руб., дебиторская задолженность- 468 220 тыс. руб.; стоимость основных средств- 398 464 тыс. руб.

.суд обязан был прекратить производство по делу о несостоятельности АО по причине действительной его состоятельности[11].

Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятии“ устанавливал круг лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом, это: кредитор (кредиторы), прокурор и должник. Важно отметить, что закон унаследовал из ГПК 1927 г. право прокурора обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным. Согласно Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” прокурор мог обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным в случае обнаружения им признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Согласно Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятии” к должнику, не исполнившему обязательства по оплате товаров, услуг, а так же платежей в бюджет и внебюджетные фонды могут применяться три вида процедур:

- реорганизационные;

- ликвидационные;

- мировое соглашение.

К реорганизационным процедурам закон относил внешнее управление и санацию. Целью данных процедур является восстановление платежеспособности должника. Однако, способы, применяемые для достижения этой цели, различны.

Внешнее управление, согласно Закону, заключается назначение внешнего управляющего имуществом должника. Данная процедура применяется в случае наличия оснований для предположения, что платежеспособность должника может быть восстановлена, при продаже части его имущества, а так же осуществлении мер по реорганизации организационной структуры, структуры производства, управления и т. д. Для проведения внешнего управления суд назначает арбитражного управляющего, который руководит деятельностью должника. Для достижения цели внешнего управления закон устанавливает такую меру, как мораторий на удовлетворение требований кредиторов на период внешнего управления. Хотя сам закон не дает определения моратория, но как показала практика, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов означает приостановление исполнения требований кредиторов на срок внешнего управления. При этом кредиторы сохраняют право начислять предусмотренные договором или законом пени и штрафные санкции.

В соответствии с Законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, санация (оздоровление) это финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная процедура применялась по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имели собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявлялся конкурс, в котором могли принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Те, кто получал право на осуществление санации, принимали на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несли непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворялись в порядке очереди, установленной законодательством. Между участниками санации заключалось соглашение. Оно конкретизируют обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяет сроки такого удовлетворения, предполагаемую продолжительность санации, ответственность того из участников, кто откажется от участия в санации.

Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18 месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общей суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается.

Реферат опубликован: 11/02/2009