Страхования водных транспортных средств

Страница: 12/16

• Ответственность за столкновение с другими судами являет­ся одним из основных рисков, страхуемых клубами. При этом имеется в виду, что 3/4 ответственности по столкновению с другими судами покрыты по договорному страхованию каско (корпуса, машины, оборудования и такелажа судна), а 1/4 ответственности, оставшаяся на риске судовладельца, страхуется клу­бом. Клуб страхует эту оставшуюся 1/4 ответственности судовла­дельца, включая расходы и издержки, связанные с ущербом, причиненным столкновением любому другому судну, независи­мо от того, застрахована ли ответственность судовладельца по полису каско, включающему в себя оговорку о столкновении. Клуб может принять на страхование ответственность судовла­дельца в части, превышающей 1/4 ответственности за убыток другому судну, при условии, что такое превышение не подлежит возмещению по полису каско.

При возникновении убытка, подлежащего возмещению клу­бом, дирекция клуба оставляет за собой право определить дейст­вительную стоимость (страховую стоимость) судна, на которую оно должно было быть застраховано по полису каско, и возмес­тить только пропорциональную долю убытка исходя из соотно­шения между страховой суммой и фактической (страховой) стоимостью судна. Неоплаченная клубом сумма убытка возме­щается самим судовладельцем.

Помимо страхования ответственности за столкновение с другими судами, клубами, страхуется вытекающая из законопо­ложения обязанность судовладельца возместить другому судов­ладельцу расходы по поднятию судна, если оно затонуло; удале­нию остатков кораблекрушения; стоимость установления свето­вых или иных знаков для обозначения таких остатков, а также убытки, причиненные застрахованным судном порту, доку, при­чалу, молу или иному другому неподвижному или подвижному (за исключением судов) предмету.

Если требование о возмещении претензии возникает в ре­зультате столкновения двух судов, принадлежащих одному судов­ладельцу, то он имеет право на возмещение убытков от клуба так, как если бы эти суда принадлежали различным судовладельцам. Подобное правило в страховой практике именуется как «оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу». Если в столкно­вении виноваты оба судна, то предусмотрена процедура ликвида­ции убытков на базе встречных претензий судов друг к другу.

Как уже отмечалось выше, морские страховщики по договору каско могут принимать страхование не 3/4, а все 4/4 ответствен­ности за столкновение судов, включая в полисы измененную оговорку Института лондонских страховщиков о столкновении.

• Ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам, — ответственность судовладельца за вред, причиненный его судном порту, доку, пристани, пирсу, молу, земле, воде или любому другому неподвижному и подвижному объектам за исключением другого судна и находящегося на немимущества. В объем страхового покрытия по данному правилу входит ответственность судовладельца за загрязнение вод и по­бережья в результате утечки нефтепродуктов.

Учитывая объемы перевозок морем нефти и нефтепродуктов, а также суровые международные правила по защите окружаю­щей среды, страхования такого рода весьма опасны.

По международным правилам, если разлившаяся нефть грозит загрязнением побережью, находящемуся под юрисдикцией како­го-либо правительства, или создает иную опасность причинения ущерба, владелец танкера обязан удалить нефть или оплатить стоимость расходов по ее удалению и очистке побережья. Вместе с тем ответственность владельца танкера ограничивается 100 ам. долл. за одну брутто-регистровую тонну вместимости танкера при максимуме общей суммы ответственности в 10 млн. ам. долл. по каждому танкеру и по каждому происшествию.

Реферат опубликован: 23/03/2009