Страховой рынок Украины и его характеристика

Страница: 10/11

Инфраструктура. В документе большое внимание уделяется развитию инфраструктуры страхового рынка; созданию перестраховочных компаний, института аварийных комиссаров, функционированию страховых брокеров. Неудивительно! При том естественном количественном отборе и укрупнении, который страховщикам придется пережить в ближайшие год-два, многие их функции должны будут взять на себя более мелкие и мобильные структуры, “обслуживающий персонал” страховой отрасли.

Самым любопытным требованием Программы в этой части является “введение лицензирования страховой деятельности брокеров, в том числе иностранных”. Иностранные брокеры сегодня присутствуют на нашем рынке незримо, но весьма ощутимо. По сути, они уже давно занимаются страховой деятельностью в Украине и платят агентскую комиссию нашим страховщикам, которые якобы осуществляют прямое страхование. Когда есть возможность самим выйти на клиента, они обходятся без наших компаний, и те не получают ничего. При этом и законодательство, которое сегодня запрещает действие иностранного страховщика на территории Украины, ничуть не страдает. Договор просто оформляется не на территории Украины.

Виды страхования. Согласно программе, в 1998-1999 годах будут разработаны законы Украины, вводящие новые общеобязательные государственные виды страхования:

* социальное страхование на случай безработицы;

* пенсионное страхование;

* социальное медицинское страхование.

Как известно, единственной компанией, осуществляющей в Украине государственное страхование, является НАСК “Оранта”. Но вряд ли она одна “потянет” такой груз. Вполне возможно, что под эти виды рисков будут создаваться новые специализированные компании либо привлекаться уже существующие, наиболее достойные страховщики.

Предполагается также создать систему медицинского страхования “Ассистанс - Украина”. В Укрстрахнадзор уже поступили предложения по созданию СП от несколько всемирно известных компаний, специализирующихся на услугах assistance.

Пункт 5 Программы обязывает “пересмотреть существоующие виды обязательного страхования, учитывая необходимость обеспечения обязательности страхования для страховщиков и страхователей”. Очевидно будет изменен перечень обязательных видов страхования и введены новые рычаги контроля за обязательностью платежей и выплат.

Программа содержит массу других полезных и впечатляющих норм. Например, создание маркетинговой системы в Интернете или создание аналитических центров по разработке прогнозов и стратегии страхового дела. Было бы неплохо, если бы весь этот “парад” планов закончился хотя бы приличным рейтингованием страховых компаний со стороны Лиги страховых организаций, статус которой, согласно той же Программе, должен быть повышен.

Остается лишь добавить, что Укрстрахнадзор 15 сентября и 15 июля каждого года должен информировать Кабинет Министров о результатах реализации этой Программы. [11, с.21]

Заключение.

Сейчас страховой рынок Украины стоит на пороге больших изменений и требует пристального внимания государственных ведомств для разрешения многих проблем.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод, что будущее украинскогострахового рынка зависит от правильной разработки законодательной базы, как налоговой, так и правовой, и ее приближения к международным стандартам.

По моему мнению, уже сегодня можно решить следующие проблемы:

* Необходима отмена 15% налога на перестраховочные премии, уходящие за рубеж. Этим побором нарушаются соглашения об избежании двойного налогообложения, подрывается имидж Украины. Многими этот налог расценивается как мера по расчистке страхового рынка для прихода более сильного западного конкурента.

* Проблема связанности отечественного страхового рынка с нестраховым бизнесом (О чем можно судить даже по названиям украинских страховых компаний). На рынке можно выделить только две компании, которые абсолютно независимы: НАСК “Оранта” и УАСК “АСКА”. За всеми остальными крупными компаниями стоят отрасли, министерства, ведомства, финансово-промышленные группы. По мнению Укрстрахнадзора, этот вопрос может быть отрегулирован законодательно. Проблемы недобросовестной конкуренции уже решаются путем создания авиационного, морского, ядерного бюро.

* Страхование жизни должно развиваться как можно быстрее, что выполнимо только при наличии большого начального капитала, поскольку окупать оно себя начинает минимум через три года, а создание агентской сети, мощное продвижение незнакомых нашему населению продуктов на рынок требуют колоссальных затрат уже сейчас. К тому же, налогообложение страховщиков не позволяет им активно развивать страхование жизни. Сегодня пассивные доходы страхователя не относятся на затраты страховщика, а берутся из его прибыли. Таким образом, страховые компании, получив инвестиционный доход, облагают его налогом и только потом выполняют свои обязательства по накопительному страхованию, что ставит их в неравное положение с банками и инвестиционными фондами. Кроме того, инвестиционные возможности страховщиков очень ограничены. Ни банковские депозиты, ни недвижимость, ни ОВГЗ не могут гарантировать необходимые доходность, надежность и ликвидность. Очевидно, выходом могли бы стать государственные ценные бумаги, эмитированные специально для страховщиков.

Реферат опубликован: 30/08/2006