Основы кантовской этики

Страница: 17/26

Причинность и свобода

Этот вывод подтверждается тем, что, по Канту, именно на умо­постигаемом характере и только на нем лежит ответственность за свободно совершаемые человеком поступки. В «Критике чистого разума» он рассматривает в качестве примера “произвольный по­ступок, например злостную ложь, посредством которой какой-то человек внес известное замешательство в общество”,[65] и делает вывод: “Поступок приписывается умопостигаемому характеру че­ловека; теперь в тот момент, когда он лжет, вина целиком лежит на нем; стало быть, несмотря на все эмпирические условия поступка, разум был совершенно свободен, и поступок должен считаться толь­ко следствием упущения со стороны разума”.[66] Кант добавляет, что “нельзя спрашивать, почему разум не определил себя иначе, можно только спрашивать, почему разум своей причинностью не опреде­лил явления иначе. Но на этот вопрос невозможно ответить. В самом деле, другой умопостигаемый характер дал бы другой эмпириче­ский характер; и когда мы говорим, что виновник, несмотря на весь свой прежний образ жизни, все же мог бы не солгать, то это означает только, что его поступок непосредственно находится под властью разума и разум не подчинен в своей причинности никаким условиям явления и течению времени .”.[67] Таким образом, вся ответствен­ность за произвольные поступки человека лежит на его умозритель­ном характере, причем у каждого человека свой умозрительный характер, который порождает соответствующий эмпирический ха­рактер. Получается, что то, как я поведу себя в той или иной ситу­ации, полностью зависит, в конечном счете, от того, какой у меня умозрительный характер; сам же умозрительный характер есть не­что цельное и постоянное. Таким образом, он определяет все мои поступки от дня рождения до дня смерти. Вырисовывается и в самом деле некая причинность свободы отнюдь не в переносном смысле слова. Вырисовывается некий ноуменальный детерминизм, во всем похожий на детерминизм природы и дополняющий его: мой умозри­тельный, ноуменальный характер жестко и однозначно управляет моими поступками. Но все-таки это детерминизм свободы, это при­чинность свободы. Где же тут свобода? Вот как в «Критике практи­ческого разума» Кант развивает эту тему: “Бывают случаи, когда люди с детства, даже при воспитании, которое на других имело благотворное влияние, обнаруживают столь рано злобность, кото­рая усиливается в зрелые годы до такой степени, что их можно считать прирожденными злодеями и, если дело касается их образа мыслей, совершенно неисправимыми; но и их судят за проступки, и им вменяют в вину преступления; более того, они (дети) сами нахо­дят эти обвинения вполне справедливыми, как если бы они, несмот­ря на присущие им неисправимые естественные свойства души, остались столь же отвечающими за свои поступки, как и всякий другой человек. Этого не могло бы быть, если бы мы не предполага­ли, что все, что возникает на основе произвольного выбора (как, несомненно, каждый преднамеренно совершаемый поступок) , име­ет в основе свободную причинность, которая с раннего детства вы­ражает характер человека в его явлениях (поступках); а эти явления ввиду однообразия поведения показывают естественную связь, которая, однако, не делает необходимыми дурные свойства воли, а представляет собой, скорее, следствие добровольно приня­тых злых и неизменных основоположений, от чего человек стано­вится еще более достойным осуждения и наказания”.[68] И еще: “В этом отношении разумное существо может с полным основанием сказать о каждом своем нарушающем закон поступке, что оно могло бы и не совершить его, хотя как явление этот поступок в проистек­шем времени достаточно определен и постольку неминуемо необхо­дим; в самом деле, этот поступок со всем проистекшим, что его определяет, принадлежит к единственному феномену его характе­ра, который он сам создает себе и на основании которого он сам приписывает себе как причине, независимой от всякой чувственно­сти, причинность этих явлений”.[69]

Реферат опубликован: 1/06/2008