Основы кантовской этики

Страница: 5/26

Такова спекулятивная основа кантовского учения о свободе и, стало быть, его этики. Как видим, в «Критике чистого разума» Кант высказывается о соотношении природы и свободы в сослагательном наклонении, т. е. проблематически. На большее, по его мнению, теоретический разум претендовать не может. Заканчивая коммен­тарии к своей третьей антиномии. Кант замечает, что отнюдь не собирался спекулятивно доказывать ни действительность свобо­ды, ни даже ее возможность. “Что эта антиномия основывается лишь на видимости и что природа по крайней мере не противоре­чит свободной причинности - вот то единственное, что мы могли решить и что было важно для нас”.[14] К счастью, согласно Канту, кроме теоретического, у нас имеется еще и практический разум, который способен по вопросу о существовании свободы высказаться более решительно.

Разум

Практический разум и стремление к счастью

Что понимает Кант под практическим разумом? Сфера действия этого разума - деонтика. Ведь помимо проблематических, ассерто­рических, аподиктических суждений существуют всевозможные приказы, предписания, запреты, разрешения, рекомендации и т. п. Все это и представляет область применения практического разума. Он определяет правила поведения людей в тех или иных конкрет­ных ситуациях, равно как и общую стратегию их поступков. Именно основоположения человеческого поведения интересуют Канта, по­скольку действия человека в каждой данной ситуации зависят от того, какую максиму поведения он для себя принял. Кант отличает максимы от практических законов. Первые суть чисто субъектив­ные основоположения: они различны у разных людей; вторые име­ют объективный характер и обязательны для всех людей или даже шире - для всех разумных существ. По Канту, максимы могут определяться императивами, причем всякий императив - это “правило, которое характеризуется долженствованием, выражаю­щим объективное принуждение к поступку”,[15] как сказано в самом начале «Критики практического разума». Императивы суть про­дукт разума, и только разума; между тем максимы определяются у людей как существ, причастных природе, еще и «способностью же­лания».

Эта независимая от разума способность характеризуется Кан­том, как чувственная способность, т. е. «низшая» по сравнению с разумом. Всякое определяемое ею желание направлено на какой - либо существующий или могущий существовать во времени и про­странстве объект («материю» способности желания) . “Под материей способности желания, - отмечает Кант, - я разумею предмет, действительность которого желают”.[16] Руководствуясь способно­стью желания, человек ставит перед собой такие цели, которые надеется осуществить в окружающем его реальном мире. Индика­тором достижения человеком какой-либо цели служит удовольст­вие, которое возникает у него по этому поводу. Можно сказать, что, преследуя на протяжении своей жизни различные цели, человек постоянно стремится к удовольствию. Удовольствие можно испыты­вать и просто от жизни, даже не стремясь ни к каким определенным достижениям; удовольствие можно испытывать и от простой «дей­ствительности» тех или иных окружающих предметов. “А сознание приятности жизни у разумного существа, постоянно сопутствую­щее ему на протяжении всего его существования, есть счастье”, - пишет Кант.[17] Стремление к счастью - вот основной жизненный принцип людей. Каково же отношение практического разума к это­му принципу?

У людей либо разум подчинен способности желания, либо она подчинена ему; в первом случае единственным принципом, опреде­ляющим поступки человека, является принцип счастья, во втором - в его распоряжении есть более «высокое» основоположение, на которое он опирается, их совершая. Не все философы согласны с тем, что разум способен самостоятельно выдвинуть некое практическое основоположение, такое, что оно может противостоять принципу сча­стья, да еще и быть «выше» него. С античных времен известны гедонизм и эвдемонизм, полагающие, что выше удовольствия и счастья ничего не может быть. Шопенгауэр не был ни гедонистом, ни эвдемонистом, но считал, что разум может играть только инст­рументальную роль. Кант же отстаивал ту точку зрения, что хотя разум и может быть инструментальным, но бывает таким отнюдь не всегда.

Реферат опубликован: 1/06/2008