Сравнительный анализ делового этикета в различных странах

Страница: 2/3

У якутов проезжий мог в любое время зайти в дом, располо­житься там, пить чай, варить пищу или ночевать. Даже неприятно­го ему человека хозяин не смел удалить из своего дома без до­статочно уважительных причин. Чукчи утверждали, что хозяин должен сохранить уважительное отношение к гостю, даже если тот его побьет.

Классической страной гостеприимства по праву считается Кав­каз. Это обусловлено укладом кавказских горцев, сохранностью высокоритуализованной рыцарской культуры, а также географической изолированностью, способствовавшей консервации архаических черт быта. В то же время гостеприимство народов Кавказа не является чем-то совершенно исключительным, оно находит множество парал­лелей в других регионах, в частности у. славянских народов Бал­канского полуострова.

"Именно право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и предоставить все необходимое - eot что прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов и других кавказских горцев",- пишет исследователь куль­тура адыгов В.К.Гарданов.

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наибо­лее важных обязанностей человека. Оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение сбра­сывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательства­ми кровной мести преимущество отдавалось первым.

На Северном Кавказе каждый горец имел специальное поме­щение для гостей (так называемая кунацкая). У состоятельных людей это мог быть отдельный дом, у менее богатых - часть жи­лого дома, совпадавшая с мужской половиной. Гостевой дом являл­ся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь, исполня­лись музыка и танцы, происходил обмен новостями и т.д.

У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменя­лись триады в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто при­дет".

Подобные обычаи существовали и у славян. В "Жизнеописании Оттона Бамбергского" (ХП век) рассказывается о балтийских сла­вянах. "Что особенно вызывает удивление - их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без явств, но каждый отец семейства имеет отдельный дом, опрятный и честный, назначенный только для удовольствия. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами: принимаются одни, немедленно ставятся дру­гие; нет ни мышей, ни кошек, но чистая скатерть покрывает явства, ожидающие потребителей; и в какое время кто ни захотел бы поесть, будут это чужие-гости или домочадцы, их ведут к столу, где стоит все готовое. Обычай держать на столе постоянно хлеб и соль был еще вXIX веке почти повсеместным у восточных и за­падных славян.

У многих народов древности иноплеменник, чужестранец был существам совершенно бесправным и его можно было безнаказан­но ограбить или даже убить. В противоречии с этим, казалось бы, находится институт гостеприимства и отношение к гостю как сакральной фигуре. Судя по лингвистическим данным, подобной двойственностью характеризовалось восприятие пришельца у древ­них индоевропейцев. Характерно, что в ряде языков "гость" и "чужак" обозначаются словами одного корня, а слово, обозначавшее гостя, может относиться также и к богу (русское "гость" родственно "господин" и "господа", но может обозначать и "недобрых людей, незванных посетителей, воров, особенно гра­бителей на Волге").

До тех пор, пока пришелец не опознан, он воспринимается предельно эмоционально. Он может оказаться и Богом, который пришел, чтобы наделить счастьем и долей, и врагом, готовым ли­шить их. Хевсурская пословица гласит: "Жди гостя и смерти". Все эти муки распознавания сменяются душевным равновесием, когда пришелец становится гостем. Здесь очень важен сам момент иденти­фикации пришедшего. Характерное приветствие гостя у абхазов "бзаола шэаабеит!" значит буквально "чтобы по хорошему (слу­чаю) мы вас видели!", "чтобы ваш приход был добрым!", 'Это не просто приветствие, но своеобразное заклятие, предопределяющее тактику поведения пришедшего. Если явившиеся имели недобрые намерения, они могли ответить с угрозой: "Как бы вы ни смотрели на нас - хорошо ли, плохо ли, - мы пришли!".

Реферат опубликован: 18/06/2008