Агропомышленный комплекс Новосибирской области

Страница: 4/7

- относительной стабилизацией уровня и качества жизни;

- снижением численности незанятого населения;

- приростом объема валового регионального продукта в 2002 году к 2001 году на 0,9 процентов (в сопоставимых ценах).

При реализации положительных тенденций социально-экономического развития области по второму варианту в 2002 году темпы прироста всех основных показателей будут более значительными.

При этом уровень инфляции на потребительском рынке снизится в 2002 году до 12% (в расчете декабрь к декабрю). В среднем индекс потребительских цен 2002 года к 2001 году составит 113 процентов.

Увеличение объема промышленного производства составит 5,1%. Такие темпы прироста будут обеспечены увеличением объемов производимой продукции по основным отраслям промышленности: в топливной промышленности - в 2 раза, в медицинской - на 12%, в цветной и черной металлургии - на 10%, микробиологической промышленности - на 7%, в пищевой - на 5%.

Производство сельхозпродукции в сопоставимых ценах превысит уровень 2001 года на 4%. Прогнозируется некоторое превышение урожая зерновых и кормовых культур 2000 года (на 1%) и значительный рост продукции животноводства (на 9%).

Объем инвестиций в основной капитал возрастет в 2002 году к 2001 году на 6,6%. С учетом возможной стабилизации положения в 2002 году и мер поддержки ожидается увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику области относительно 2002 года на 8,3%.

Прогнозируется устойчивый рост оборота розничной торговли, его объем в 2002 году прирастет на 5% (в сопоставимых ценах).

Предполагается стабилизация уровня и качества жизни населения. Будет расти величина номинальной и реальной заработной платы, реальные располагаемые денежные доходы.

Объем валового регионального продукта превысит уровень 2001 года на 3,6 %.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Новосибирская область является одним из лидеров в России по концентрации предприятий военно-промышленного комплекса, которые в условиях резкого сокращения государственного заказа, оказались в крайне сложном экономическом положении. Общий экономический спад, разрыв экономических связей и сокращение доходов населения привели к стагнации других традиционных отраслей хозяйства области, что породило болезненные социальные проблемы (безработица, разрушение объектов социальной инфраструктуры).

После Москвы и Санкт-Петербурга здесь самая крупная в России концентрация научных учреждений и высших учебных заведений, которые в условиях отсутствия государственной поддержки также создают серьезный фон для депрессивности целого региона. С позиции новой российской региональной политики, Новосибирская область представляет собой уникальный полигон для отработки “модели возрождения” и выхода из кризиса, используя собственные потенциальные точки экономического роста. В ходе работы над проектом были выделены такие “точки роста”, как стимулирование развития науки и высокотехнологичных производств; создание Новосибирского мультимодального транспортного узла как главной составной части транспортно-логистической системы на востоке страны; реализация предпосылок превращения Новосибирска в финансово-деловой центр макрорегиона и др.

Эти направления оцениваются с позиций приложения для условий России двух важнейших принципов европейской региональной политики: принципа субсидиарности и принципа дополнительности (софинансирования). Сделана попытка разграничения сфер ответственности и затрат финансовых ресурсов между федеральным, субфедеральным и муниципальным уровнями для реализации программы возрождения региональной экономики. Эта проблема также рассматривается в контексте создания новых рабочих мест и борьбы с долговременной безработицей (что также является ключевым направлением региональной политики любого государства).

В силу высокой степени специализации и открытости экономика области в значительной степени (большей, чем многие другие регионы России) зависит от экономической и социальной стратегии федеральных властей. В связи с этим основной упор был сделан на выработку рекомендаций по созданию институциональных структур и предпосылок проведения эффективной региональной политики в Новосибирской области.

Реферат опубликован: 29/06/2008