Анализ и структура заработной платы в коммерческих предприятиях

Страница: 8/17

Таким образом, индекс среднего оборота на одного работника коммерческо­го предприятия в сопоставимых ценах равен отношению индекса физического объема товарооборота к индексу среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.

Аналогичные индексные системы могут быть построены для анализа дина­мики уровня производительности труда в сфере услуг массового питания. На­пример, индексные системы уровня производительности труда работников при выпуске продукции собственного производства в массовом питании в факти­ческих и сопоставимых ценах и нормах наценки будут иметь соответственно следующий вид:

где Iwф.ц. — общий индекс средней выработки продукции собственного про­изводства на одного работника производства в предприятии массового питания в фактических ценах и нормах наценки; — средняя выработка продук­ции собственного производства на одного работника производства в предпри­ятии массового питания в фактических ценах и нормах нацепки соответственно в отчетном и базисном периодах; — объем выпуска продукции соб­ственного производства в фактических ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — среднесписочная численность работников производства в предприятии массового питания в от­четном и базисном периодах; — общий индекс среднесписочной числен­ности работников производства в предприятии массового питания;

где — средняя выработка продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в сопостави­мых ценах и нормах наценки соответственно в отчетном и базисном периодах; - объем выпуска продукции собственного производства в сопостави­мых ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — общий индекс объема продукции собственного про­изводства в сопоставимых ценах и нормах наценки.

Подобные индексные системы, характеризующие динамику уровня произ­водительности труда в массовом питании, могут быть построены не только для стоимостных показателей производительности труда, но также для натураль­ных и условно-натуральных:

где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на одно­го работника производства в предприятии массового питания в натуральном выражении (в натуральных блюдах); — общий индекс выпуска обеденной продукции предприятием массового питания в натуральном выражении (в на­туральных блюдах); — объем выпуска обеденной продукции предпри­ятием массового питания соответственно в отчетном и базисном периодах;

где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на од­ного работника производства в предприятии массового питания в условно-на­туральном выражении (в условных блюдах); — средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массо­вого питания в условно-натуральном выражении (в условных блюдах) в отчет­ном и базисном периодах; — объем выпуска обеденной продукции в условно-натуральном выражении (в условных блюдах) предприятием массового питания в отчетном и базисном периодах; — общий индекс объем, выпуска обеденной продукции предприятием массового питания в условно - натуральном выражении (в условных блюдах).

От вышеперечисленных мультипликативных индексных факторных моде­лей перейдем к рассмотрению аддитивных индексных моделей.

Прежде всего можно определить абсолютное изменение объема товарообо­рота коммерческих предприятий в целом и в том числе под влиянием отдельных трудовых факторов:

— абсолютное изменение объема товарооборота в фактических ценах за счет изменения уровня производительности труда, выра­женного через средний оборот, приходящийся на одного работника;

— абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников коммерческого предпри­ятия.

Проверка правильности факторного разложения общего абсолютного изме­нения объема товарооборота, где в фактических ценах производится путем сложе­ния абсолютных изменений объема товарооборота за счет влияния отдельных факторов:

Где — абсолютное изменение среднего оборота на од­ного работника в фактических ценах; — абсолютное изменение сред­несписочной численности работников коммерческого предприятия.

Аналогичная аддитивная факторная модель может быть построена и для разложения по факторам общего абсолютного изменения объема товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах:

- общее абсолютное изменение товарообо­рота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах;

- абсолютное изменение объема товарооборота за счет изменения среднего оборота на одного работника в сопоставимых (неиз­менных) ценах;

Реферат опубликован: 5/12/2007