Англия: промышленный переворот

Страница: 2/5

С изобретением прядильных и ткацких станков переворот хлопчатобумажной промышленности еще не закончился. Дело в том, что машина состоит из двух частей: рабочей машины (маши­ны-орудия), которая непосредственно обрабатывает материал, и двигателя, который приводит в движение эту рабочую машину. Промышленная революция началась с машины-орудия. Если до этого рабочий мог работать только одним веретеном, то машина могла вращать много веретен, вследствие чего увеличилась про­изводительность труда. Поэтому машины мануфактурного пери­ода были только «половинами» машин.

Если прежде рабочий сам двигал орудие труда, то теперь, ког­да материал обрабатывала машина, осталась только приводить в движение эту рабочую машину. Но человек — слишком несо­вершенный двигатель: он слаб и нуждается в большом расходе на свое содержание. Чтобы приводить в движение прядильные и ткацкие станки, требовалась более дешевая и мощная сила. Сначала прибегли к паллиативу, используя силу рабочего скота или падающей воды. Первые машины не случайно назывались «мюль-машинами» (т.е. приводились в движение мулами), «ва­терными машинами» (действующими от водяного колеса). Но лошадь нуждается в отдыхе, водяное колесо может работать только часть года, причем его действие зависит от уровня воды в пруду, кроме того, для того, чтобы оно работало, необходимо строить плотину на реке.

Полностью использовать преимущества машинного производ­ства оказалось возможным только с появлением парового двига­теля, и поэтому изобретение парового двигателя считается централь­ным событием промышленного переворота.

Первые паровые машины появились еще в XVII в., но их на­значение было узким — это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт. Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных отраслях промышленности и на транспорте, сконструировал лондонский университетский механик Джеме Уатт в 1782г. Так как он не был членом цеховой корпора­ции механиков, городские власти не могли ему разрешить зани­маться изобретательством.Свою работу он мог выполнить только в университетских лабораториях, потому что университеты пользо­вались автономией и были неподвластны городу.

История паровой машины лишний раз доказывает, что про­мышленный переворот — не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других «несвоевременных» изобретениях.

Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях промышленности. В металлургии, например, он отличался значительными особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота (ме­ханические молоты, механическое дутье вдомне), адругие и после переворота долго оставались ручными — засыпка шихты в печь, разливка чугуна или стали. Дело в том, что металлургия относит­ся не к механическим, а к химическим производствам, и основ­ные производственные процессы здесь не зависят от скорости движений рабочего, т.е. механических движений: пока плавка чугуна не закончена, он должен оставаться в печи. Поэтому ме­ханизация таких химических производств невозможна. Можно механизировать лишь вспомогательные работы, но их механиза­ция не ускоряет производственного процесса. Промышленным переворотом в таких производствах считается изменение техно­логии, которое позволяло увеличить и удешевить выпуск продукции.

Для английской металлургии это означало переход от древес­ного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке; Англия была вынуждена ввозить металл из других стран, в основном из России.

В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт — способ переплавки этого чугуна на железо также на ка­менном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Анг­лии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.

Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот на­чался с легкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой про­мышленности, требовалось много металла, а это вызвало перево­рот в металлургии; спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это выз­вало переворот в машиностроении — рождение машиностроитель­ных заводов; но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его ис­пользовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вто­рично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И толь­ко после этого в Англии стали строить пароходы.

Реферат опубликован: 13/01/2010