Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

Страница: 8/14

Решению проблемы мешает высокая концент­рация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хоро­ших стартовых условий. Наряду с высоким отсе­вом из школ и недостатками в системе образова­ния это становится одной из причин низкой кон­курентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не га­рантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей поки­дают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональ­ной подготовке.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]

Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секто­рах, поддержку занятости среди групп, находя­щихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до 3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направ­ляли гораздо меньше средств на проведение по­литики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расхо­ды за тот же период с 0.5 до 0.4% ВВП.

Одновременно в арсенале средств государст­венного регулирования все большую роль начи­нают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск без­работным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помо­щью экономических рычагов, с другой - эконо­мическое поощрение тех. кто быстро находит но­вую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиле­ние страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательст­ва. Последней было отведено одно из централь­ных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в каче­стве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законода­тельства в данной сфере так и не была осуществ­лена. Более того, многие страны ужесточили его, например в том, что касается массовых увольне­ний. Ныне в большинстве европейских стран дей­ствуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласо­вание с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Единственный раздел законов о труде, в кото­рый внесены существенные поправки либераль­ного толка, касается срочных контрактов и дея­тельности агентств по предоставлению времен­ных работников.

По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с преды­дущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости" трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более либе­ральным. Строгий контроль за действиями рабо­тодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англоговорящих государст­вах.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]

Гораздо более важно то, что там. где либерали­зация трудового законодательства была проведе­на, это не оказало сколько-нибудь существенного влияния на уровень безработицы. По расчетам экспертов ОЭСР, "строгое" законодательство оказывает незначительное воздействие на струк­туру безработицы, несколько уменьшая ее уро­вень у мужчин основного трудоспособного возрас­та и увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло своего подтверждения широко распространенное мнение что "строгость" законодательства способ­ствует увеличению численности самозанятых. В то же время в тех странах, где существуют серь­езные ограничения в правах работодателей наби­рать и увольнять рабочую силу, ниже оборот рабочих мест и соответственно меньше вероятность получения нового места безработным.

C 1997-2000 года в государственную молодежную политику внесены существенные коррективы. Приоритетным направлением стало улучшение системы среднего и начального про­фессионального образования. Эффективность системы ученичества как главного средства во­влечения молодых людей в трудовую карьеру, получившей наибольшее развитие п Германии, побудила ряд стран, в частности Австралию, Ка­наду и Испанию, использовать германский опыт. Реформа средней школы в Норвегии и Швеции соединяет профессиональное и академическое образование с тем, чтобы молодые люди могли либо получить работу по специальности, либо продолжить учебу в высших учебных заведениях. Одновременно в большинстве стран продолжа­ются начатые во второй половине 90-х годов уси­лия по созданию единой системы национальных профессионально-квалификационных стандартов. К разработке перспективных программ спроса на различные профессии все шире привлекаются организации работодателей на местах.

Реферат опубликован: 4/12/2009