Актуальные проблемы развития современной рыночной инфраструктуры

Страница: 4/13

По результатам опроса, проведенного "Интерньюс" среди сотрудников местных станций, ответы на вопрос о том, оказывают ли на них политическое давление местные власти, дают крайне неоднородную картину положения в этой области. У одних станций сложились хорошие рабочие отношения с местными властями, другие характеризуют эти отношения как "напряженные", третьи - как "лакейские". Некоторые станции указывают на то, что они должны действовать осторожно, освещая местные политические события, и что негативная их трактовка может привести к потере доступа к информации. Ряд станций упоминает более прямые угрозы в свой адрес. Многие станции говорят о высоких местных налогах, но, как правило, не рассматривают их как средство политического нажима, а скорее как средство пополнения казны местных властей.

В предыдущие годы многие региональные негосударственные станции получали частичное субсидирование в форме льгот на оплату сигнала или аренду и были готовы мириться с оказанием политических услуг в обмен на это. Следовательно, политическая зависимость вытекает из финансовой зависимости. Но такая практика все больше уходит в прошлое: десятки станций теперь стали более экономически самостоятельными и потому обрели большую политическую независимость.

Местные региональные власти проявляют все большую заинтересованность в существовании и становлении местного негосударственного телевидения. Эта заинтересованность свидетельствует о признании того факта, что местные станции приобретают реальное влияние в регионах, а также о том, что местные политические деятели начинают понимать: телевидение может способствовать их карьере или наоборот подорвать ее. Однако решатся ли местные политические деятели действительно вмешаться в независимое существование негосударственных станций, в значительной степени зависит от местной политической обстановки. Но было бы явным упрощением рассматривать отношения между местными властями и местными негосударственными станциями как борьбу между журналистами, поднявшимися в крестовый подход во имя истины, и властями, стремящимися заставить их замолчать. Не всякая станция стремится к политической или финансовой независимости, не все местные органы, которые хотят взять под контроль телевидение, обязательно контролируют технические службы трансляции сигнала - многие станции практикуют самоцензуру или сознательно ищут расположения властей (как это было на президентских выборах).

1.6.Инвесторы и инвестиции телекомпаний.

И, наконец, по мере экономического роста местных негосударственных станций, они будут все более привлекательными для сторонних инвесторов. Такие инвестиции обеспечили бы уверенность станций в завтрашнем дне и послужили бы финансовой основой для реальных капиталовложений. Они также могли бы способствовать дальнейшему развитию местных телевизионных новостийных программ. В то же время сторонние инвестиции могут представлять опасность для независимости местных СМИ, особенно если они поступают из источников, заинтересованных в том, чтобы установить контроль над информационной политикой местных вещательных компаний. "Интерньюс" полагает, что значительные частные инвестиции в местное ТВ жизненно важны для его успеха в долгосрочной перспективе. Наиболее желательный тип инвестиций - это деньги из политически незаинтересованных как отечественных, так и зарубежных источников. Без частных разнообразных сторонних инвестиций из независимых источников самые крупные компании СМИ в регионах в ближайшем будущем будут скуплены московскими компаниями - гигантами. Эти инвесторы - крупные банки и сырьевые компании - уже показали, что они предпочитают использовать СМИ как орудие для достижения своих политических и финансовых интересов. Если владельцы НТВ, ОРТ и других общенациональных СМИ начнут скупать станции в регионах, они возьмут под свой контроль еще большее количество СМИ. Если это произойдет, то общество потеряет еще несколько независимых источников информации.

Хотя контролируемые государством телевизионные каналы до сих пор существуют в России, они фактически не получают прямого финансирования правительства. Наиболее известные из них были частично приватизированы и, возможно, в ближайшее время это ожидает и другие каналы. Все государственные каналы и станции пополняют свои бюджеты за счет рекламы.

В России, вероятно, сохранится, по крайней мере, один государственный общенациональный канал. Однако будущее государственного телевидения остается неясным. Российское государственное телевидение вряд ли в обозримом будущем пойдет по пути развития американского "Пи-Би-Эс" или английского "Би-Би-Си" и вероятнее всего останется источником официальной информации.

Реферат опубликован: 13/01/2009