Летний сад

Страница: 6/8

В первой половине XVIII века декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду ив Гроте. Примечем устанавливалась она на аллеях в соответствии с требованием стиля – в строгом порядке, чередовании: статуя, бюст – статуя и т.д. От такого расположения создавалось особое зрительное восприятие скульптур – как белой волнистой линии на фоне зелёного сада.

Сравнивая аллегории скульптур с аллегориями живописи, интерьеров и барельефов, украшающих фасады Летнего дворца, живописью триумфальных во рот, посещавшихся определенным событиям, главным образом военным и политическим, с театральными постановками той поры, мы везде видим повторение одних и тех же аллегорий, мифов, героев и исторических эпизодов древности, служивших прославлению России и её военных побед, возвеличиванию личности Петра I, его талантов и т.п. Очевидно, в соответствии с этими идеями была расставлена скульптура.

Однако со временем скульпторы в саду переставлялись. Расстановка скульптур, относящаяся к XIX веку, совсем не отвечала требованиям и задачам, какие предъявлялись к искусству петровского времени, статуи и бюсты в саду оказались расставленными произвольно.

В 1956 году был составлен совмещённый топографический план по описям 1728, 1736, 1771, 1794-го и более поздних годов, и на основе полученных данных произведена перестановка всей пластики, которая в какой-то мере приблизила её к типографии петровского времени.

Удалось выяснить, то сохранившаяся скульптура в Летнем саду за небольшим исключением – петровского времени и что она была сосредоточен главным образом на территории парадного сада, там же, где и теперь.

Созданный в начале XVIII века уникальный комплекс скульптуры Летнего сада сыграл в своё время исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании, а также пропаганде искусств, наук, служивших основными целями и идеями государственных, военно – политических, экономических и культурных преобразований.

Грот

В 1714 году началось строительство Грота. Этот удивительный садовый павильон восхищал каждого, кто его видел, и потому он заслуживает особого рассказа. Распоряжение о проектировании Грота Пётр даёт спустя десять лет после основания сада, когда в ''огороде'' работал Андреас Шлютер. В документе, подписаном царём 2 мая 1714 года, говорилось: ''В огороде сделать грот…о чём препорцию взять у боудиректора, о котором ему уже приказано…''. В конце мая или в начале июня этого года А. Шлютер неожиданно умер. Вряд ли при нём успели заложить даже фундаменты Грота. Но известно, то проект он успел разработать, с подробным описанием декора интерьеров. Место для него было выбрано у Фонтанки, не далеко от Красного, второго сада. На этом месте теперь стоит Кофейный домик, или Павильон Росси. Строительство Грота затянулись на многие годы. Отделка интерьеров была закончена уже после кончины Петра.

Со смертью Шлютера строительством руководили последовательно выдающиеся архитекторы петровского Петербурга Ж.-Б. Леблон, Матарнови, Микетти и, наконец, с 1723 года достраивал и декорировал интерьеры Грота М.Г. Земцов.

В 1716 году Меншиков писал Петру, находившемуся за границей, что всё задуманное в саду строительство одновременно выполнить невозможно и что решил прежде отделать Грот, а затем остальное.

Работы велись интенсивно и летом, и зимой, но продвигались они довольно

медленно. В течение 1717 – 1720 годов всё ещё тянули карнизы, стены украшали раковинами, художник Георг Гзель расписывал купол, ящики под фигуры и другое.

Для украшения Грота закупались и привозились из-за границы различные дорогие материалы и произведения искусства: разноцветные мраморы, раковины, разные мраморные ниши, маскароны, скульптуры, орган. Только в 1721 году Городовая канцелярия приняла много различных вещей для Грота с корабля из Голландии, среди которых были зеркальные круглые рамы, свинцовые лебеди, четыре свинцовых амура на дельфинах, статуя Нептуна и другие.

Реферат опубликован: 20/06/2008