Апокалипсис и грядущее человечества

Страница: 3/3

Представляет интерес и интерпретация Апокалипсиса православного теолога, священника Александра Меня: “ В Апокалипсисе говорится о двух противоборствующих силах. Они представлены в виде Агнца И Дракона, Христа и царства демонической гордыни. Иоанн прибегает к шифру, к многозначным символам, которые во многом могут быть истолкованы в свете ветхозаветных текстов. Его устрашающие видения притягивали и завораживали мысль, особенно в переломные кризисные эпохи. Мы видим апокалиптические темы и на стенах древнерусских храмов, и в произведениях Дюрера, Эль Греко, Пикассо . Апокалипсис - это книга - предупреждение. За иносказательной картиной битв между ангелами и чудовищами стоит мысль о том, что зло сеет зло, что отступление от заветов вечной правды несет гибель”. (5,72)

А.Мень говорит о том, что прежде пророчества Апокалипсиса об отравлении морей, рек, воздуха казались фантастикой. Но сегодня они звучат вполне реалистично. Значит Откровение Иоанна действительно предупрежает о войнах, о тирании, о неизбежном ужасе?! Однако, православный священник исполнен надеждой в то, что “ свет победит, силы зла не будут буйствовать вечно “. (5,73)

Следует отметить, что в ходе истории Откровение Иоанна Богослова толковалось по-разному. В наши дни мы встречаемся с тремя толкованиями.

Первое - эсхатологическое, связанное с концом мира, с дальнейшей судьбой человечества в целом. В Откровении рассказывается о тех катастрофах, которые будут предшествовать концу света, дню Господа. Но в нем не забывается и о том, что будет после разрушения: “ новое небо и новая земля “, то есть наступит вечное Божье царство, вечное блаженство для избранных.

Второе - богословское, которое строится на том, что Откровение рассказывает и об истории христианской церкви в своеобразной пророческой форме. В книге показана история церкви в различные эпохи, и лишь последнее видение относится непосредственно к коцу света. Эта последняя фаза всегда переносится людьми на их собственное время. Свою эпоху люди рассматривают как предшествие концу света. Отсюда - вывод, что конец света если еще и не наступил, то уже близок.

Третье - историческое толкование, которое рассматривает Откровение как книгу, которую можно понять, лишь зная историю времени ее создания. Содержащиеся в нем видения связаны с состоянием христианства на раннем этапе его становления. Они повествуют о гонениях на христиан во времена правления Нерона или Дисклетиана и обещают, что гонения закончатся, христианство победит и возвысится над своими гонителями.

Густаву Гече - венгерскому философу, исследователю-религиоведу - именно историческое толкование Апокалипсиса кажется единственно верным.

Андрей Тарковский - гениальный режисер - толкует Апокалипсис не как богослов или теолог, не как историк религии, а как Поэт. Он настаивает на том, что Апокалипсис невозможно толковать. Потому что в Апокалипсисе нет символов. Это образ в целом, в том смысле, что символ можно интерпретировать, расшифровать, вытащить из него определенный смысл. Тогда как образ интерпретировать нельзя. Ибо он имеет бесконечное количество связей с миром. По мнению Тарковского, Апокалипсис - последнее звено в цепи человеческой эпопеи. А с другой стороны, это образ человеческой души с ее ответственностью и обязанностями.

Для Тарковского важно то, что Апокалипсис несет в себе не только концепцию наказания. “ Главное, что он несет - это надежда . Апокалипсис страшен каждому в отдельности, но для всех вместе в нем есть надежда. В этом смысл Откровения “,- считает А.Тарковский. (4,37)

В эпилоге Апокалипсиса есть потрясающие строки. Сам Агнец, сама вечная Истина и Любовь стоит у дверей человеческого сердца. Не требует грозно, не приказывает, а тихо стучит, словно путник, просящий начлега. И как важно, чтобы этот тихий стук Любви был услышан. Пока еще не поздно .

Примечания:

1. Гече Г. Библейские истории.-М.,1988.

2. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,Т.22.

3. Крывелев А.И. Библия: историко-критический анализ. - М.,1985.

4. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.,1987 №2.

5. Мень А. Мир Библии. - М., 1990.

Реферат опубликован: 21/01/2010