Н.А. Бердяев «О назначении человека»

Страница: 9/9

Ад есть состояние злой души, тоесть окончательная неспособность любить. Ад есть не суд Божий, не карательная функция Бога, как это извращенно понимают, а именно отсутствие действия Бога на душу, соверешенное отпадение от Бога, страшно не то, что Бог сделает со мной, ибо Бог милосерден, а что я сделаю с собой сам, имеется ввиду, что сама человеческая свобода, свобода без Бога – это и есть ад, что только с Божьей помощью человек может достичь истинной вечной жизни, иначе человек обречен на погружение в тьму собственной души, тоесть дьявол и есть обреченность души самой себе, непросветленность ее Божьей любовью.

Ад не есть вечность, он существует во времени, а значит он скончаем и победим, царство ада находится в небытие, в сфере монической, темной свободы, в сфере субъективно-призрачной. Бог не может победить эту темную свободу, поскольку она не им создана, человек также не может, поскольку он порабощен этой темной свободой, победа возможна лишь для Христа, лишь для Богочеловека. Спасение от ада в Христе-Спасителе.

Чтобы противостоять аду нужно все силы своего духа направлять на выведение всех из ада, не создавай ада, вталкивая туда людей, а разрушай его, освободись от мести, не дели людей на «добрых» и «злых», не суди ближнего, а прости его.

Рай

Мы мыслим рай в изначальном прошлом и в будущем, в конце. Но рай в будущем отличается от рая изначального, поскольку человек должен пройти от первоначального рая, не знающего свободы, к раю, познавшему ее, тоесть рай натуральный заменяется раем духовным, познавшим творчество. Рай есть освобождение от этой жизни, просветленность, обретение цельности духа, это не есть царство «добрых», поскольку в самом этом понятии лежит лживая оценка, суд, раздвоенность. Рай лежит по ту сторону и добра и зла, он находится в вечности, поэтому творчество в раю существует в совершенно другой форме, чем на земле, а значит рай – это просветленная свобода.

Рай и ад есть духовная жизнь человека. Но как же можно мыслить рай если существует ад? Ответ в том, что добро не злых обрекает на муки, а распинает себя ради злых, спускается в личине Христа в ад и освобождает томившихся там, таким образом будет достигнуто всеобщее спасение, единство всех людей с космосом. Истинное добро – спасает и просветляет, а не наказывает.

Поступай так, как будто ты слышишь зов Божий, и призван в свободном и творческом акте участвовать в Божьем деле, раскрывай в себе истинную, чистую совесть, борись со злом в себе и вокруг себя, но не оттесняя злых в ад, а способствуя их просветлению и спасению.

Реферат опубликован: 14/07/2009