Американский период научного творчества П.А. Сорокина

Страница: 3/30

Последняя книга, изданная в 2000 году – «Заметки социолога: социологическая публицистика» содержит в себе практически все его статьи, очерки, заметки, в газетах «Воля народа» и других, а также несколько рецензий. Ценности в отношении данной курсовой работы она не представляет, но здесь содержится превосходно составоленная библиография его трудов, которая легла в основу представленной в данной работе; исключение составила часть со списком литературы на иностранных языках, занимающей много страниц и бесполезной для нас при поиске первоисточников.

В учебниках по истории социологии удслось почерпнуть не очень большое количество информации.

С.С. Новикова в своем учебном пособии «История развития социологии в России» , представляет основные его этапы, отметив П.А. Сорокина во втором этапе (1890- нач. 20 века) в школе неокантианства. Однако, подробно останавливаясь на перечне его трудов , биографии и анализе главных трудов русского периода, американский период ею совершенно не освещен. Она останавливается в своем описании на депортации 1922 года.

Следующий учебник «История русской социологии 19 –20 веков» посвящает П.А. Сорокину 9 главу (автор ее мною не уточнялся), отмечая его как представителя бихевиористической социологии. Содержит довольно подробное для учебника жизнеописание, скурпулезный анализ «Системы социологии» , кратко освещает идеи работ американского периода. Источник информации весьма полезный.

В «Истории русской социологии» А.Н. Медушевского Сорокину посвящена 9 глава. Содержание информативно, изложение теоретично, лаконично и последовательно, однако воспринимается тяжело.

Статьи Сорокина в журнале «СОЦИС», публикуемые, если проанализировать по годам, с завидным для других социологов постоянством, в основном приводятся без комментариев. Как правило, присутствует только информация о годе написания, месте первого опубликования и об основной идее статьи.

К сожалению, многие статьи, напечатанные в журнале, дублируют опубликованные в книгах, хотелось бы побольше статей редких, неизвестных российскому читателю. Из таких статей следует отметить следующие: «Историческая необходимость», «Колонизационные вожделения», «Условия и перспективы мира без войны», «Социализм и социальное равенство».

Среди других статей, комментировать моторые я не буду, следует особо отметить следующие: «Моя философия – интегрализм», «Социология вчера, сегодня, завтра», «Забытый фактор войны», очень полезные для более полного понимания сущности теоретических идей Сорокина.

Литература критического характера, если не считать упомянутые уже комментарии и критические статьи в учебниках и книгах, представлена статьями в журнале «СОЦИС» различных авторов. Считаю необходимым рассмотреть отдельно русских и американских авторов.

Из русских авторов особо следует выделить В.В. Сапова – он очень активно печатается в журнале, и не только по сорокиновской тематике, но все же большинство его статей посвящены Сорокину. Из его статей необходимо выделить следующую – «Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки» - кратко, информативно, логично.

В биографическом плане интерес представляют статьи «Автографы Питирима Сорокина», «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский», «Зырянский след в биографии Питирима Сорокина», «Фрагменты из воспоминаний», «Эпистолярное наследие П. Сорокина» (авторы разные).

С точки зрения анализа сорокиновских идей ценны статьи Голосенко И.А. «П, Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка»и Ю.В. Яковца «Великие прозрения Питирима Сорокина». Последняя из указанных статей содержит попытку «примерить» прогнозы Сорокина на реалии сегодняшнего дня.

Из иностранных авторов наиболее системно и необычно представляет материал Б.В. Джонстон. Его статья «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени» во многом перекликается с одноименной статьей Бондаренко В.М. и статьей Ю.В. Яковца.

В.Джеффрис рассматривает «четыре фундаментальных принципа интегрализма, производные от идей Сорокина». Описание его несколько туманно и запутанно; прочитав его статью, кратко, тезисно охарактеризовать эти четыре принципа я не смогла, но понятно одно – то, как он их называет в подразделах, не соответствует содержанию разделов. Он опирается на принцип «Золотого Правила», которое не совсем, на мой взгляд, верно трактует относительно сорокиновской теории. Он пишет: «Интегральная социальная наука сосредоточена на причинах и следствиях Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках» и особо подчеркивает «концепты добродетели и порока». Но если следовать его логике, то интегральное общество должно в итоге представлять собой совокупность одних добродетелй, что есть утопия в чистом виде, даже сам Сорокин неоднократно подчеркивал невозможность существования подобного общества, невозможность полного избавления от пороков, стремясь в своей концепции интегративного общества освободится от самых тяжелых и болезненных для социального порядка их форм.

Реферат опубликован: 4/04/2009