Билеты по социологии

Страница: 9/17

Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".

Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

1. первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

2. политеистические религии - многобожие.

3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

Структурные элементы религии:

1. религиозное сознание.

- религиозная идеология

- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность - единение.

2. религиозная деятельность.

- культовая (освещение, крещение, венчание)

- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство).

3. религиозная организация

- церковь (церковно и священно служители, миряне)

секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.

23. Социальная группа как объект социологического изучения.

В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

Анализ внутренних связей в группе

1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.

2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения

укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях

индивида это не сказывается.

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами

группы.

4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,

т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.

Реферат опубликован: 25/06/2008