Вестернизация российской культуры

Страница: 2/13

Этот тип общества, получивший название традиционного, со­хранился до наших дней. Он представлен многими государства­ми «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от по­коления к поколению. В целом ценностно-духовная сфера чело­веческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточ­ных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их эконо­мическому прогрессу (благоприятные природные условия, про­стота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпа­ние природных богатств, но и застой в развитии техники. Ука­занные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.

С середины 70-х годов все большую роль в общественной жизни этих стран стала играть религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, была выдвинута идея со­здания исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероуче­нием.

1.2 Западная цивилизация

Исследователи западной цивилизации называют ее по-разно­му: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но неза­висимо от названия западное общество во многих чертах проти­воположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Вы уже знаете, как происходило становление индустриаль­ной цивилизации, вобравшей в себя достижение античной куль­туры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложивше­еся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производст­во требовало предельного напряжения физических и интеллекту­альных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

В связи с этим формировалась и новая система ценностей. На первый план выдвигалась активная, творческая, преобра­зующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали по­стоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяю­щее интеллектуальные силы, изобретательные способности чело­века, его возможности преобразовывать мир.

Таким образом, «созерцательности» традиционных обществ противостояло деятельностное начало западных обществ.

В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценно­сти независимую, автономную личность, что, в свою очередь, по­служило основой для выработки идей о неотъемлемых правах че­ловека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия, гигантские стройки, вели­чественные сооружения . Из середины XX столетия 80 - 90-е го­ды виделись такими: по железным дорогам мчатся поезда, которые перевозят сразу несколько тысяч пассажиров; в небесных просторах летают самолеты с огромной вместимостью и скоростью в 10 раз превышающую скорость звука; моря и океаны бороздят суда грузоподъемностью в миллионы тонн. В эти прогнозы верили.

Реферат опубликован: 17/11/2008