Возможности формирования гражданского общества в России

Страница: 13/17

2. Существование в нелегальной сфере уничтожило возможность долговременного существования той или иной структуры ГО. Максимальный срок, в течение которого они могли существовать, не превышал нескольких лет.

Поэтому, главной функцией структур ГО в России, существовавшего про “социализме”, стала функция отрицания – разрушения. Основными формами проявления ГО стали разнообразнейшие формы протеста: от создания музыкальных и поэтических произведений, открыто отрицавших закрепленные каноны и правила, до написания коллективных писем и попыток самосожжения на Красной площади. Они своим существованием утверждали невозможность с помощью каких-либо законодательно закрепленных средств и способов изменить существующую социальную реальность. Закон с этих позиций становился помехой, тормозом на пути движения общества к демократии, источником несвободы. Элементы ГО из гаранта законности и правопорядка превратились в социальный феномен, сутью которого стала именно борьба с законностью и правопорядком.[39]

Процесс демократический преобразований, начавшийся в 80-е года изменил соотношение государства и ГО. Последнее получило возможность снова стать фундаментальной основой общества. Альтернативные структуры экономики, политики, культура получили право на приоритетное развитие и стали определять направление и характер процессов в российском обществе. Однако вместо гармонизации и процветания общественной жизни, это привело страну во власть стихийных и разрушительных процессов во всех сферах жизни общества. Л.М. Романенко по-своему объясняет причины этого явления: “А первопричиной всех этих процессов, являются, по нашему мнению, получившие, наконец, легальный статус структуры ГО. Их развитие и существование продолжает обеспечиваться главным образом за счет разрушения государственных форм и структур, их целью является полное уничтожение существовавшего при социализме типа социальной реальности с присущей ему монополией государства во всех сферах общественной жизни. Несмотря на отсутствие необходимого для функционирования в легальной сфере общественной жизни социального опыта (а может быть благодаря этому), элементы ГО поразительно быстро лишили партийно-государственную систему ее полномочий и полностью завладели ситуацией в стране”.[40]

По мнению Романенко, вопрос, сумеем ли мы в сжатые сроки построить ГО в России, в настоящее время не стоит. ГО уже существует и играет доминирующую роль во всех сферах общественной жизни. Основной вопрос же, на который стоит обратить внимание и к которому следует приложить все силы для решения, заключается в том, удастся ли преодолеть агрессивную, разрушительную форму существующего ГО, заменив его новой, демократической.

Последняя теория, которую я хочу представить в своей работе, это теория З.Т. Голенковой.

Сегодня в России ГО не развито, оно находится в стадии формирования, присутствуют только отдельные элементы, вытесненные в небольшие оазисы автономной общественной жизни.

Спецификой российской ситуации является то, что она традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общества. В ней исторически сложился тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. Для него характерны “перевернутые” отношения собственности и власти. Глубоко укоренилось убеждение о необходимости сильного государства, что нередко уравнивается с самоволием власти. Общество же по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость и немилость всемогущих политиков. Это можно назвать историческими причинами, сдерживающими развитие гражданского общества. В этом вопросе мнение З.Т. Голенковой совпадает с мнением Л.М. Романенко.

Романенко относит Россию к социумам восточного типа. Для подобных обществ характерен приоритет власти над отношениями собственности, основу обществ восточного типа составляет властно-правовая иерархия при фактическом отсутствии частной собственности на землю, ресурсы и средства производства, которые объявляются собственностью общества. Именно отношение к власти становится определяющим фактором социального положения индивида, группы в обществе. Чем больше власть – тем выше положение. Поэтому социально - стратификационная структура социумов восточного типа имеет биполярный характер и состоит из небольшой группы “людей власти“ и всего остального – бедного, полунищего и нищего населения. В обществе восточного типа практически нет средних слоев населения.

Реферат опубликован: 20/01/2007