Возможности формирования гражданского общества в России

Страница: 3/17

Необходимыми условиями существования ГО в русской правовой школе считались свобода личности и частная собственность.

Социально-философский подход к изучению гражданского общества содержится в работах русских философов И. Ильина и С. Франка.

Ильин рассматривал ГО как сферу частных интересов, самодеятельности людей и их раздельного существования. В ГО люди живут частной жизнью, они преследуют частные, часто противоположные цели, конкурируют между собой. Конфликт может послужить причиной разложения и распада всего общества. Государство, по Ильину, играет в обществе роль связующего начала, роль всеобщего интереса и единой цели: “Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают, - помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община”[7]. Ильин считает, что без государства многие частные интересы отдельных граждан не будут объединяться в общий, следовательно, общество ожидает хаос и анархия. Поэтому он категорически против всех теорий, отрицающих какую-либо роль государства в обществе и само государство вообще: “ Аристотель и Гегель были правы, когда они утверждали, что государство “предшествует” гражданину: это означает, что нет гражданина без государства; что государство есть условие бытия для гражданина; что “сначала” должно быть налицо государство, “тогда” могут быть и граждане, а после распада государства останутся не граждане, а море человеческого песку. <…> Отвергать идею государства на том основании, что в государственности и политике есть немало безобразных явлений было бы неосновательно и неумно.

Точно так же было бы неосновательно, отталкиваясь от этих искажений государства и политики, настаивать на неприемлемости государства для христианского сознания. <…> Понимать государство как формальную систему насилия, как организацию безнравственного притеснения слабых сильными и т.п. – значит или обнаруживать полное отсутствие здорового правосознания или же сознательно вводить в заблуждение темных людей. Не следует, конечно, по-детски идеализировать исторические государства; но, с другой стороны недопустимо отвергать идею государства, не постигая ее здоровой и глубокой сущности”[8].

Рассматривая ГО, Ильин обосновывает необходимость института частной собственности, как условие существования свободного гражданского общества. Он выделяет следующие предпосылки и основания частной собственности:

1. частная собственность есть способ индивидуального бытия человека, соответствующий естественным инстинктам человека, его праву на самостоятельность и самодеятельность;

2. частная собственность развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу, способствуя тем самым напряженному труду;

3. она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям;

4. частная собственность учит человека творчески любить труд и землю, укрепляет семейные связи и т. д.;

5. она пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, приучает к гражданскому правопорядку;

6. частная собственность формирует у людей чувство хозяйственной солидарности, не нарушая их свободу и приучая их работать в условиях конкуренции.[9]

Таким образом, по мнению Ильина, как и других мыслителей того времени, частная собственность является основой существования ГО и главной движущей силой его развития.

Необходимо отметить, что Ильин очень сильно акцентирует внимание на духовной сфере общества, по его глубокому убеждению, именно она является основополагающей в жизни русского народа, и именно она должна определять взаимоотношения ГО и государства.

Так как государство, как я уже отмечала, является механизмом духовной солидарности, то оно в теории Ильина доминирует над обществом и, именно поэтому же, оно не подавляет общество, позволяя свободно и самодеятельно развиваться творческому началу каждого его субъекта.

Реферат опубликован: 20/01/2007