Возможности формирования гражданского общества в России

Страница: 4/17

Семен Людвигович Франк рассматривал общественную жизнь, как двойственную структуру, образованную с одной стороны умышленно-планомерно, а с другой стороны создающуюся спонтанно, как бы “само собой”. Обе части, планомерная и спонтанная, тесно связаны между собой: “планомерность общественного единства есть ничто иное, как выражение общественной солидарности в сфере умышленной общественной воли, тогда как спонтанность общественного единства есть его осуществление в стихии свободы. Эти два необходимых и соотносительных начала общественного бытия получают конкретное выражение в двух формах общественной жизни: в государстве и гражданском обществе”.[10] Т.е. двумя основополагающими началами общественной жизни – планомерным и спонтанным - являются государство и ГО.

С.Л. Франк является противником как атомистической, так и социалистической теории ГО. Индивидуалистическая (атомистическая) теория рассматривает ГО как комплекс обособленных друг от друга индивидов, и в понимании этой теории ГО – форма и способ удовлетворения индивидуальных потребностей. Социалистическая же теория предполагает полное обобществление и коллективизацию общественной жизни, тем самым уничтожая сам факт существования ГО. Для Франка же общество “…не есть внешнее взаимодействие обособленных индивидов, не столкновение атомистически–мыслимых его индивидов, а первичное соборное многоединство”.[11] “ГО – есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества”[12] Гражданское общество для Франка не средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а форма общественного сотрудничества, осуществление некой объективной правды, высшей идеи.

С этой же точки зрения Франк рассматривает и государство. Государство не только не “неизбежное зло” и не “самая суть общества”, оно является “единством планомерно-устрояющей воли”.[13] Механичность, внешняя принудительность государственного объединения по Франку объясняется как внешнее выражение свободного внутреннего единства общества: “Государственное единство по своей основе, по своему внутреннему корню столь же органично произрастает изнутри, а не накладывается извне, как и ГО”.[14] Цель государства, как и ГО состоит в том, чтобы служить “утверждению целостной правды, внутреннему, онтологическому, духовному развитию общества”.[15] При этом деятельность государства естественно ограничена гражданским обществом, они существуют в равновесии и не переходят этих границ: “Задача государства…состоит только в ограждении самой свободы внутренне растущей жизни, а не в создании в реторте коллективного гомункула. Предела государства состоят не в том, что планомерно-организационная деятельность не может ставить себе положительных задач содействия духовному росту общества, а в том, что – в силу всеединства духовно-общественного бытия – всякая организация есть именно организация свободы, планомерное формирование свободного спонтанного сотрудничества. Государственность так же немыслима без своей основы – ГО с его самопроизвольно свивающейся тканью, - как последнее немыслимо без оформляющего его планомерного единства государственности”.[16]

Одним из важнейших условий существования ГО Франк считает свободу личности и вытекающую из нее необходимость наличия института частной собственности. Свобода личности является для Франка необходимой формой взаимного единства людей в структуре ГО, и представляет собой не абсолютную, а функциональную ценность. Как пишет С.Л. Франк: “ Свобода личности есть … не ее прирожденное и первичное право, а ее общественная обязанность; она имеет не самодовлеющую, а функциональную ценность; как и всякое субъективное право вообще, она есть рефлекс обязанности, форма бытия, обусловленная и оправданная началом служения”.[17] Интересы “служения правде” требуют, чтобы каждый человек, организация и общество в целом были свободны, обеспечены “надлежащей сферой свободы”.

Реферат опубликован: 20/01/2007