Средства достижения выразительности в интерьере

Страница: 4/13

Во втором случае, при сохранении уровня содержательности и красоты, в выразительности формы преобла­дает -идейно-эмоциональное отношение к действительности, выраженное через систему художественных обра­зов. Предметом эстетического отношения служат существенные стороны самой действительности, идеи фило­софского, политического и нравственного характера.

2. Свойства архитектурного пространства

Термин «архитектурное пространство» достаточно распространен в профессиональной деятельности, осо­бенно по отношению к открытым городским пространствам, где близки природные аналоги. Однако очевидна важная роль пространства и в других объектах архитектуры, особенно в их интерьерах. Н. Ладовский считал, что проблема пространства, которым пользуется архитектор как материалом, является наиважнейшей. В то же время укоренившееся представление об архитектуре, выраженной главным образом внешней объемной фор­мой, трудно увязывается с пространственной трактовкой ее определения. Из этого вытекает и главная задача по определению смысла и специфической характеристики объективного феномена — «архитектурное пространс­тво» и его органическая связь с любым архитектурным объектом.

Сфера научного познания пространства, времени, движения продолжает расширяться. Выдвигаются идеи о других особых проявлениях пространственных и временных отношений, например в искусстве, и, в частности, в архитектуре, природа которой особенно тесно связана с пространством. Сущность архитектуры заключается в искусственном отграничении части естественного пространства.

Архитектура есть искусственно созданная материально-пространственная среда, обладающая определен­ными образно-эстетическими качествами. «Архитектурная среда» предстает явлением комплексным, включа­ющим различные компоненты — массы и пространства, ряд изменчивых компонентов, отражающих состояние среды,— освещенность, звучание, движение воздуха и др. Понятие «архитектурное пространство» как элемент среды выступает в единстве своих составляющих материальных компонентов — пространственной формы, плоскостей ограждения и предметов оборудования. Система «архитектурное пространство» предстает в виде подсистем разного уровня из архитектурных объектов с определенными материально-пространственными ха­рактеристиками, используемыми в творческом процессе (рис. 111.1). Специфическим качеством «архитектур­ного пространства» является его визуально воспринимаемая ограниченность в виде конкретной пространствен­ной формы.

Важное значение принадлежит абсолютной величине пространства, мысленно соизмеряемого с количеством людей и возможностью их определенного действия. Индивидуальные биологические

действия человека отражены в понятии «моторного пространства», представляющего условно огра­ниченную часть общего пространства. Индивидуальное (моторное) пространство определяет отношение «человек — предмет» и изучается эргономикой. Коллективные, социально-определенные действия связаны с понятием «архитектурное пространство», соответственно организованного, материально ограниченного и чувственно воспринимаемого. Как составная часть архитектурного индивидуальное пространство обра­зует «пространственные группы», «зоны», например, в гостинице — зоны администратора, ожидания, ин­формации и т. п. Архитектурное пространство всегда социально определенно, поскольку в его ос­нове лежит общественно значимый процесс из сферы общественной деятельности — производство, торговля, учеба, проживание, быт и др.

Эстетическая характеристика свойства «индивидуальное — коллективное» связана с выражением опреде­ленной физической величины пространства, его членения на зоны, соподчиненного порядка связи пространств в структуре и, наконец, образным отражением общественной значимости. Эстетическая характеристика инди­видуального пространства в общем виде выражается в поиске образных черт интимности, коллективного — в поиске черт пафоса, соответствующего социальному значению пространства (деловитость, торжественность, праздничность, мемориальность.

Реферат опубликован: 22/12/2006