Царское село, его архитектура

Страница: 2/17

В комплекс построек Федоровского городка входят следующие здания и группы зданий, расположенные на территории Фермского парка города Пушкина:

- Федоровский Государев Собор;

- дома для притча и служащих Федоровского Государева Собора;

- Офицерское собрание (не сохранилось);

- Государева Ратная палата;

*ктитор – в отличии от церковных старост – административное лицо, ведавшее управлением, хозяйством

и порядком в церквях (21).

- павильон Царского вокзала;

- казармы Конвоя .

Само название «Федоровский городок» появилось, когда дома для притча и служащих Федоровского Государева Собора стали в народе называть «Федоровским городком», лишь потом понятие «Федоровского городка» расширилось, в него стали включать вышеперечисленные здания.

Постепенно в этот комплекс включались все постройки Фермского парка, т.е. к вышеперечисленным зданиям добавлялись здания Фермы, Египетские ворота, Александровский дворец. Но позднее список зданий ансамбля был восстановлен, что вполне оправдано, ведь именно они были построены в один период и в одном стиле.

Надо добавить, что количество зданий в «неорусском стиле» в Царском Селе значительно бы возросло, и они бы образовали единый сложный ансамбль, если бы были осуществлен все задуманные проекты, которые так и остались на бумаге. Революция принесла свои проекты и свои идеи.

2. «Неорусский стиль»

Возникновение в начале ХХ Федоровского городка стало определенной данью «неорусскому стилю», сформировавшемуся в ходе национально-романтических исканий послеклассического периода.

Утверждение нового «русского стиля», способного продолжить традиции допетровского зодчества, оказалось одним из значительных явлений отечественной архитектуры Х1Х – начала ХХ столетия. Это национально-романтическое направление прошло в своем развитии несколько этапов, каждый из которых характеризовался собственным подходом к решению проблемы *. Но общей чертой всегда оставалась зависимость от исторических прототипов, по образцу которых создавались новые произведения архитектуры (15, с.33).

Весьма широкое распространение « русский стиль» получил в архитектуре последней трети Х1Х века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться некоторыми особенностями, свойственными направлению в целом. К их числу следует прежде всего отнести пристрастие к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества ХV1 и ХV11 веков. Но вместе с тем разрабатывались приемы организации пространства на основе использования принципа свободной планировки , прототип которой был найден также в историческом прошлом – в “палатных” и “хоромных “ композициях древнерусских мастеров.

На рубеже Х1Х и ХХ веков в развитии национально-романтического направления произошли существенные изменения, в определенной степени

*Подробнее об этапах развития национально-романтического направления см.: Лисовский В.Г.

Национальные традиции в русской архитектуре Х1Х – начала ХХ века. Л.: Знание,1988.

отвечавшие переходу от эклектики к модерну, суть их заключается в отказе от культа детали и обращение к обобщенной, монументализированной трактовке архитектурных форм, что должно было теперь являться главным источником их художественной выразительности. Соответственно изменился круг исторических прототипов – на смену увлечению декоративными приемами московского узорочья или ярославской школы древнерусского зодчества пришел боле глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Новгорода и Пскова, русского Севера.

Героика Эпоса, былинная широта, сказочная одухотворенность становились для сторонников национального романтизма новыми эстетическими критериями. В творчестве архитекторов это преломлялось через специфическое построение формы в целом, что способствовало возникновению зрительных ассоциаций с зодчеством прошлых эпох, иногда весьма отдаленных. При этом сознательное преувеличение, акцентовка, даже гротеск оказывались часто приемами, совершенно необходимыми автору, утверждавшему новое творческое кредо. В общем ходе эволюции направления, усилилось значение проектных фантазий, придать которым полемический запал было несравненно легче, чем реально осуществляемым постройкам.

Разработка композиционных приемов, отвечавших охарактеризованным изменениям, была тесно связана с творчеством мастеров изобразительного искусства – В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Я. Билибина и других. Безусловно, под влиянием живописцев – с их стремлением к усилению образного, эмоционального начала сооружений – шли в том же направлении и поиски архитекторов.

Реферат опубликован: 17/09/2006