Америка

Страница: 12/17

6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в первую очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления прослойки постоянно живущих в передвижных домах - трейлерах. На долю транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в 1 трлн. долларов.

К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования (ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт не общего пользования - грузовой транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1% железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути, на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические сооружения на ряде внутренних водных путей.

Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3 внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около 265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).

Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн. единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн. единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги - частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее ездивших в поездах.

Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-западные штаты с городами Севера.

Водный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т. Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).

Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов.

Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки. Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на Великие озера.

Морской торговый флот под американским флагом насчитывает более 730 судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше) общим дедвейтом порядка 24 млн. тонн. Значительное число судов, фактически принадлежащих американским судовладельцам, зарегистрировано под "удобными флагами", т.е. под флагами стран с низкой заработной платой экипажей, слабым влиянием профсоюзов и т.п. - Либерии, Панамы и других стран.

Реферат опубликован: 16/06/2008