Великобритания. Изменение структуры хозяйства и проблемы старых отраслей

Страница: 6/11

С начала 60-х годов консервативные и лейбористские правительства, осуществляя политику «стоп-вперед», пытались попеременно добиться улучшения платежного баланса или роста экономики. Тактика переключения при каж­дом повороте конъюнктуры с «тормоза» на «акселератор» и обратно сдерживала хозяйственное развитие и оказыва­ла лишь краткосрочное воздействие на состояние платеж­ного баланса; она не затрагивала основных причин нару­шения его равновесия — низкую конкурентоспособность многих английских товаров, увеличение государственных расходов за границей, прежде всего военных, на которые приходится почти половина дефицита государства по те­кущим статьям платежного баланса, наконец, огромный экспорт капитала британскими транснациональными кор­порациями. Хронические дефициты платежного баланса сопровождались время от времени острейшими вспышками валютных кризисов, падением курса английской валюты, «бегством от фунта» и его обесценением, сокращением зо­лотовалютных резервов, увеличением внешней задолжен­ности.

В 1972—1973 гг. консервативное правительство Э. Хита, игнорируя нарастание инфляции и увеличение дефицита платежного баланса, взяло курс на ускорение экономического развития «любой ценой» в расчете на то, что в конечном счете оно приведет к повы­шению производительности труда и таким образом помо­жет вырвать экономику из «порочного круга», в котором она находилась на протяжении всего послевоенного пе­риода. Эти расчеты, не имевшие под собой прочного ос­нования, были опрокинуты еще до начала энергетическо­го кризиса и роста цен на нефть. «Эксперимент» консер­ваторов окончился неудачей: инфляция увеличилась, валютное положение ухудшилось, бум 1973 г. подготовил почву для кризиса.

Экономический кризис 1974-1975 гг. и последовавшая м ним длительная депрессия, а также развертывание структурных кризисов мирового хозяйства, нарастание массовой безработицы в обстановке усиления инфляции, с одной стороны, побудили лейбористское правительство временно отказаться от дефляционной политики и более решительно перейти к другому варианту антиинфляцион­ной политики — «политике доходов». Процесс непосред­ственного вмешательства государства в установление за­работной платы, начавшийся еще до кризиса, при прав­лении консерваторов, стал основной частью лейбористского «социального контракта» и сочетался с мерами по сти­мулированию экономики. Эффективность «политики до­ходов» была ограниченной: в конечном счете она не смо­гла сдержать повышение цен и особенно быстрое расши­рение денежной массы в обращении. С другой стороны, кризис обнажил структурные слабости хозяйства. Он вынудил правительство обратить больше внимания на долгосрочные задачи, от решения которых зависят не только длительные перспективы развития экономики, но и преодоление текущих хозяйственных трудностей. В 1975 г. лейбористы разработали «экономическую страте­гию», смысл которой заключался в том, чтобы с помощью государственных средств стимулировать развитие наибо­лее передовых отраслей промышленности с целью повы­шения эффективности участия Англии в международном разделении труда.

Уменьшение вмешательства государства в хозяйство стало центральным пунктом экономической программы правительства консерваторов, возглавляемого М. Тэтчер. Однако объявленное им максимальное сокращение пред­принимательской деятельности государства и его расходов на развитие экономики противоречит задачам ее приспо­собления к требованиям научно-технической революции. В современных условиях решение коренных проблем, стоя­щих перед экономикой любой страны, немыслимо без са­мого активного участия государства. Характерно, что в начале 70-х годов правительство Э. Хита вопреки принци­пам своей «хозяйственной философии» оказывало широ­кую финансовую помощь монополиям. Нельзя считать случайностью и то, что вскоре после прихода в 1979 г. к власти правительство М. Тэтчер отказалось от наиболее далеко идущих проектов урезывания функций Националь­ного управления предприятиями и Британской нацио­нальной нефтяной корпорации. Несостоятельны попытки консерваторов решить экономические проблемы за счет резкого сокращения социальных расходов. Не говоря уже о том, что подобная политика ведет к снижению темпов расширения внутреннего рынка, ее реализация представ­ляется чрезвычайно сложной. Как писал «Экономист», есть предел свертыванию социальных расходов . Бюджет­ная политика консерваторов половинчата и непоследова­тельна. Поставив во главу угла сокращение государствен­ного потребления, они в то же время объявили о значи­тельном увеличении военных расходов. Сокращение пря­мых налогов имело целью стимулирование « предпринимательской инициативы «, в то же время повышение ставок налога на добавленную стоимость в 1979 г. вызвало рост цен, что ухудшило условия проявления подобной « инициативы».

Таким образом, 70-е годы характеризовались резким обострением противоречий экономического развития Анг­лии и хозяйственной политики ее правящих кругов. Со­бытия минувшего десятилетия указывают на глубокий кризис механизма государственно-монополистического ре­гулирования, которое не смогло решить или даже прибли­зиться к решению проблем, стоящих перед страной. Это в свою очередь оказывает непосредственное воздействие на весь комплекс социально-экономических и политических вопросов и противоречий, с которыми Англия вступила в 80- годы.

Реферат опубликован: 3/08/2007