Внешнеэкономические связи России на примере Северо-Западного региона

Страница: 2/7

Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией,

Следует учитывать, что в последние годы лидирующие позиции в области российских внешнеэкономических связей сохраняются (и даже упрочиваются) за странами ЕС - около 33-40 процентов всего товарооборота, или, как подчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен, выступая 17 июня 1997 года в Государственной Думе России, 40 процентов российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою очередь Россия занимает пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.

Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[2]

Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.

В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).

Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта. Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны Европы.

Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняется прежде всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.[3]

Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной России

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть достаточ­ные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Запад­ной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потен­циально емком рынке и как партнере в промышленной коопера­ции. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из евро­пейских стран начинают осваивать российский рынок.

В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее пер­спективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.

Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Ар­хангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После вво­да в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в ре­альный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий ру­ководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Респу­блики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга

Реферат опубликован: 27/09/2006