Военно-промышл енный комплекс России

Страница: 11/14

Несмотря на имеющийся потенциал перспективы значимого роста производства в оборонной промышленности, области остаются неясными. Основным вопросом в ближайшее пятилетие остается финансовое обеспечение деятельности предприятий, существенного увеличения собственных средств у них в этот период, вероятнее всего, не предвидится. Государственная поддержка может коснуться только тех, кто попадет в состав той или иной федеральной программы или в список казенных заводов. Надежды на иностранные инвестиции незначительны, особенно в тяжелом положении могут оказаться предприятия с устаревшим производственным аппаратом и с ограниченными возможностями производства конкурентоспособной продукции, в том числе военной, поэтому очевидно, что не все оборонные предприятия города будут существовать в сложившемся виде в долгосрочной перспективе. В этой связи ближайшими задачами являются полная инвентаризация их возможностей, реорганизация реформирования и посильная местная поддержка в осуществлении намечаемых проектов. Анализ результатов деятельности предприятий, удельный вес которых сейчас составляет 15% объема производства всей промышленности (а в 1991 г. было 60%) показывает, что объем производства по сравнению с 1991 годом сократился в 3,6 раза; численность сократилась на 100 тысяч человек. В настоящее время экономическое состояние оборонных предприятий весьма разнородно: выделяются предприятия, более или менее «держащиеся на поверхности» и предприятия, испытывающие серьезный кризис, независимо от формы собственности. К первым можно отнести НАПО имени Чкалова, которое освоило истребитель-бомбардировщик XXI века СУ-34 и практически за счет собственных средств приступило к производству гражданского самолета АН-38 для местных авиалиний; АООТ «Новосибирский завод химконцентратов», снабжающее ядерным топливом большую группу энергетических блоков суммарной мощностью до 20 млн. кВт и способное в короткие сроки увеличить объем производства в 3-4 раза; ПО «Новосибирский приборостроительный завод» – по итогам работы в 1998 году объем его производства составил 130% по отношению к показателю 1997 года; Новосибирский завод искусственного волокна, на котором сформировались новые направления деятельности: производство промышленных взрывчатых веществ, бытовой химии и парфюмерии, изделий из пластмасс, производство мебели, бытовой техники, выпуск производства питания; завод имени Коминтерна, освоивший производство автокранов на базе автомобилей «Урал» и «КамАЗ» и выпускающий бытовую радиоэлектронную аппаратуру, измерители жирности молока и большую гамму ТНП; ОАО «Бердский электромеханический завод», выпускающий за счет собственных средств ряд изделий гражданского назначения для нефтегазового комплекса и текстильной промышленности. Увеличивается выпуск нетрадиционной для предприятий продукции – лапши быстрого приготовления; осваивается производство лазерных атмосферных линий связи и рентгеновских установок.

Тем не менее, эти и все остальные предприятия находятся в сложном финансовом положении. Так, в феврале 1999 года кредиторская задолженность оборонных предприятий области в 1,3 раза превышала годовой объем произведенной ими продукции.

Необходимо отметить, что жизнь «оборонки» была бы еще хуже без активного участия администрации области в судьбе предприятий. На протяжении последних лет властными структурами были приняты серьезные меры по улучшению их экономического положения. Неоднократно вопросы устойчивой работы предприятий оперативно рассматривались на заседаниях Координационного совета по вопросам промышленности при главе администрации, утверждены «Основные направления стабилизации и развития промышленного производства Новосибирской области на 1999 год» и План мероприятий по реализации основных направлений стабилизации и развития промышленного производства Новосибирской области на 1999 год. В соответствии с ним управление промышленности нашло дополнительную загрузку для ряда предприятий заказами монополистов – ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Сибирьгазсервис» и др.

Приняты законы «О государственной поддержке инвестиционных проектов Новосибирской области» и «О бюджете внебюджетного фонда развития промышленности Новосибирской области». Ведется работа с областным советом по согласованию закона Новосибирской области «О государственной поддержке товаропроизводителей в Новосибирской области».

Реферат опубликован: 20/01/2009