Волго-Вятский район Российской Федерации

Страница: 7/12

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического района разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

Особенности географического положения района на водных путях с пересекающими их железными дорогами дают возможность шире использовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных издержек.

г) роль Нижнего Новгорода в хозяйстве региона

Волго-Вятский экономический район всегда относился к числу промышленно развитых регионов России. Нижегородская же область – его сердцевина. Вхождение российской экономики в рынок усилило ее значение в экономической жизни страны. Область является финансовым донором, отдавая на формирование государственного бюджета более половины заработанных средств.

Здесь сложился крупный комплекс транспортного машиностроения и химической промышленности. По уровню индустриального развития область занимает одно из первых мест в стране. Выделяется она в условиях становления рынка значительным притоком иностранных инвестиций. Основным экономическим ядром является Нижегородский промышленный центр с ярко выраженной агломерацией городов-спутников. В Нижегородской агломерации сосредоточена значительная часть предприятий обрабатывающей промышленности Волго-Вятского района, в первую очередь машиностроительных и металлообрабатывающих, нефтеперерабатывающих предприятий, а также предприятий химической, стекольной, легкой, пищевой промышленности. В Нижнем Новгороде сосредоточены важнейшие предприятия транспортного машиностроения – «АвтоГаз», судостроительный завод «Красное Сормово», заводы «Двигатель революции», фрезерных станков и др.

В городе Кстово работает нефтеперерабатывающий завод, в городе Бор – стеклозавод им. Горького, льнокомбинат, производящий технические ткани, и др. предприятия. К спутникам Нижнего Новгорода относятся также Балахна, Городец, Заволжье, Лысково, Богородск, Дзержинск. Эти города имеют ярко выраженную промышленную специализацию. Так, Дзержинск – город химической промышленности, Балахна – целлюлозно-бумажной, Богородск - кожевенной, Правдинск – целлюлозно-бумажной. Малые и средние города Приокского района – Выкса и Кулебаки – центры металлургии, Павлов – автостроения. В агломерации имеется ряд центров оборонного комплекса.

Основные направления в развитии сельского хозяйства являются молочно-мясное животноводство, льноводство, овцеводство, картофелеводство, зерновые.

Нижегородская область относится к числу тех немногих российских регионов, которым удалось заметно увеличить приток иностранных вложений, активизировать инвестиционную деятельность. Объем иностранных инвестиций вырос в области в 1997 году на 20% и составил около 170 миллионов долларов. В 1998 году предполагается довести их до 300-350 миллионов долларов.

Успех связан с тем, что все инвестиционные проекты являются основной частью общей программы экономического развития региона. Все они хорошо проработаны и экономически обоснованы. Многое в этой программе заложено бывшим губернатором области Борисом Немцовым.

Реферат опубликован: 22/09/2008