Географические аспекта деятельности транснациональных корпораций

Страница: 13/26

Некоторые российские международные корпорации появи­лись сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Ми­крохирургию глаза» с большим количеством своих отделений по всему миру, а также «ЛУКойл» (в ее состав входят россий­ские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), «Автоваз» и др. Многие российские организации не называют себя промышленно-финансовыми группами, хотя являются ими на самом деле. В качестве примера можно привести некоторые из вышепере­численных компаний, а также такие финансовые гиганты, как «Альфа-банк», ОНЭКСИМ-банк и др.

В рамках ФПГ выделяются три основных направления: фи­нансовое, промышленное, медиа. По мнению главы холдинга «Интеррос», Россия способна выдвинуть на мировой рынок несколько компаний, готовых к конкуренции в глобальном масшта­бе. Одной из таких групп может стать «Интеррос».

Приватизация в России сопровождалась возникновением до­статочно мощных организационно-хозяйственных структур но­вого типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успеш­но действовать на внутреннем и внешнем рынках, таких, на­пример, как «Газпром». «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пя­тую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. По оценке «Германского торгового банка», рыночная стоимость «Газпрома» — 23 млрд. долл.

Этот концерн, зарабатывая 6-7 млрд. долл. в год, остается самым крупным в стране источником поступления твердой ва­люты. Доля «Газпрома» в проекте «Ю-Кей-Континент Интер­коннектор» составляет 10%, в предприятии «Вингас», создан­ном совместно с дочерней компанией «Винтершелл» германской ТНК «БАСФ», — 35%. Он также имеет партнерские отношения с рядом других крупных западных корпораций.

Кроме указанных российских компаний, в список 100 круп­нейших военно-промышленных корпораций мира, на основе ис­следования американского еженедельника «Дефэнс ньюс», вошли два российских объединения ВПК «МАЛО» (32 место) и АО «ОКБ Сухого» (64 место). Возглавляет список американская корпорация «Локхид-Мартин», на втором месте — «Макдонел-Дуглас» (США).

Рассмотрим причины появления российских финансово-промыш­ленных корпораций. Прежде всего общеэкономические причины, требующие но­вых организационно-хозяйственных форм — высоко интегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике.

Другая группа причин связана с выходом России на междуна­родный рынок. Российские предприятия сталкиваются с возрос­шей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внеш­него рынка. Реальная открытость российского рынка и не все­гда адекватная открытость многих зарубежных рынков, ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, могущих не только охватить внутренний национальный рынок, но и успеш­но конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке. Требования международной конкуренции диктуют необ­ходимость коренной реорганизации предприятий, их технологи­ческого перевооружения. Для этого, в первую очередь, необходи­ма концентрация инвестиционных ресурсов.

Важным стимулом для роста числа российских ФПГ стало «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания», утвержденное Указом Президента 5 декабря 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за грани­цы России фактически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам транснациональные корпорации.

Формирование и развитие российских международных кор­пораций может, таким образом, осуществляться двумя путями:

1) образованием мощных национальных корпораций — ФПГ с последующей их экспансией на мировом рынке;

2) использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансо­во-экономических ресурсов партнеров из стран содружества.

Реферат опубликован: 30/08/2007