География отраслей тяжелого машиностроения

Страница: 14/15

Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном

комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными

задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Каковы же главные направления интенсификации внутри машиностроительного комплекса? Это прежде всего обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат. Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала.(4)

Одним из средств реализации государственной политики по структурной перестройке экономики является развитие тяжелого машиностроения как многоотраслевого высокотехнологического конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса в интересах укрепления всей экономики.

Основными направлениями государственной научно-технической политики и структурной перестройки в части машиностроения являются: переориентация тяжелого машиностроения в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных видах машин и оборудования, расширение экспортного сектора машиностроения; решение проблем имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности: содействие развитию инфраструктуры российской экономики, необходимой для реализации структурных преобразований.

Важным инструментом оживления производства предприятий тяжелого машиностроения являются федеральные целевые программы, содержащие задания по разработке и освоению в производстве новых эффективных, в ряде случаев не производившихся в России машин и оборудования. Предприятия машиностроения участвовали в 1995 г. в реализации 15 федеральных целевых. инновационных и научно-технических программ, в пяти из которых Роскоммаш является заказчиком. В 1995 г. было принято к финансированию из федерального бюджета 10 программ, в том числе 3 в пределах утвержденной инвестиционной программы и лимитов капитальных вложений по машиностроительному комплексу. На 1996 г. намечалось к финансированию из федерального бюджета 7 программ, в том числе 4 целевые и 3 инновационные.

Однако ограниченное финансирование программ за счет средств федерального бюджета и собственных средств предприятий не позволило реализовать в 1996 г., как и в 1995 г., задания в объемах, предусмотренных федеральными программами.

Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.

Реферат опубликован: 14/03/2007