Главные историко-культурные центры мира

Страница: 2/13

Во второй половине XV столетия царь Иван III вызвал итальянских зодчих, поручив им преобразить облик Кремля в истинный оплот царского величия. В 1491 году была построена Грановитая палата с прекрасным залом в стиле Возрождения, который и по сей день используется для торжественных церемоний. Сердцевиной Кремля является Соборная площадь. Успенский собор, где венчались на царство русские цари, был возведен в 70-е годы XV века. Внутри него недалеко от главного входа стоит изготовленный в 1551 году «мономахов трон» Ивана Грозного, уникальное произведение русских мастеров резьбы по дереву. Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 годах, в 1547 году был разрушен пожаром, затем отстроен вновь и прославился в народе как Златоверхий, поскольку его купола и кровля покрыты золотом. Наконец, Архангельский собор, усыпальница русских царей, построен в русском стиле, хотя и обнаруживает в своем облике влияние итальянского Возрождения. Во всех трех соборах - замечательные иконы и фрески. Помимо этого в Кремле имеются и другие, менее значительные сооружения церковной архитектуры.

Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Отсюда можно пройти в Теремной дворец, где находились личные покои русских царей. Это здание, первоначально возведенное в XVI веке, было в следующем столетии расширено и надстроено на два этажа. В специально сооруженном здании располагается Оружейная палата - музей, где представлены сокровища, собранные царской семьей на протяжении нескольких веков: гербы и оружие, короны и иные царские регалии, прекрасные троны, кареты и экипажи, платья и костюмы, всевозможные драгоценности, включая редкостные табакерки и пасхальные яйца работы Фаберже, пользовавшиеся особой любовью царской семьи. В Патриарших палатах, бывшей резиденции главы русской православной церкви, строительство которых началось в 1652 году, разместился теперь Музей прикладного искусства и быта России XVII века. В Кремле находится также здание бывшего Сената. Непосредственно перед ним за Кремлевской стеной простирается Красная площадь с мавзолеем, где покоится тело Ленина. На этой же площади стоит великолепный храм Василия Блаженного с разноцветными, нарядными куполами. Он был построен в 1552-1559 годах по велению Ивана Грозного и стал наряду с Кремлем еще одним символом России.

Сегодня Кремль кроме культурно-исторического имеет и важное политическое значение: здесь располагается резиденция президента Российской Федерации и работает его администрация.

На северо-востоке от Москвы лежит древняя Владимирская земля….

Храм Покрова на Нерли

Недалеко от Владимира, посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.

Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.

Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

Реферат опубликован: 2/10/2006