Город Дмитров. С древних лет до наших дней

Страница: 22/23

Когда император вошел в город, Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, а сам предался мрачным гладиаторским зре­лищам, любуясь, как его любимый силач сбрасывал побежденных им в борьбе христиан с помоста на копья воинов. Отважный юноша из солунских христиан, по имени Нестор, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел свирепого гер­манца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал до того христиан. Разгневанный император приказал тут же казнить Нестора и осудил на смерть благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную тем­ницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшенного на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. Позднее над могилой святого Димитрия была воздвигнута цер­ковь.

Сто лет спустя, при строительстве нового храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовон­ного мирра, в связи с чем великомученик Димитрий получает церков­ное наименование Мирроточивого. Несколько раз почитатели чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таин­ственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фесссалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходивше­го стены и внушавшего ужас. Может быть, потому имя святого Димит­рия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после принятия ими христианства. Да и сами греки считали Димитрия, по преимуществу, славянским святым.

С именем Димитрия Солунского связаны первые же страницы рус­ской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константино­полем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством свято­го великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских были­нах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Рус­ской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий мона­стырь, сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Кре­щении Димитрием. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах князь Владимирский Всеволод III Большое Гнез­до, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе сво­ем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т.е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димит­рия Солунского из иконостаса этого собора написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти свя­того Преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Алек­сандра Невского. Святой Александр назвал в честь великомученика старшего сына. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иване Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Свя­той изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали и молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

Реферат опубликован: 9/02/2009