Государственная структура Австралии

Страница: 3/5

3.3 Транспорт

В перевозках грузов и пассажиров доминирует автомобильный транспорт. На него приходится около 80% общего объема всех грузовых перевозок Австралии. Конфигурация основных автомобильных магистралей не только дублирует сеть железных дорог, но и дополняет ее. На сеть дорог местного значения приходится 680 тыс. км, суммарная протяженность магистральных дорог штатов составляет 97 тыс. км, а на систему магистралей национального значения приходится 16 тыс. км. Последняя соединяет между собой основные города страны и столицы штатов.

В Австралии зарегистрировано более 10 млн автомобилей. На 1000 человек приходится 575 автомобилей. В отдельных штатах, таких, как Западная Австралия и Тасмания, этот показатель достигает 645 машин на 1000 жителей.

На железные дороги приходятся основные объемы перевозок добытых полезных ископаемых, а также зерна и других сельхозпродуктов. В каждом штате кроме национальных действуют и частные железные дороги, обслуживающие в основном сельские и промышленные районы. Все междуштатные железнодорожные перевозки находятся под контролем Национальной железнодорожной корпорации, акционерами которой являются австралийское правительство и правительства нескольких штатов.

На морской транспорт приходится практически вся австралийская внешняя торговля. В начале 90-х годов через австралийские порты проходило импортных товаров более 130 млн т и экспортных товаров более 300 млн т.

Однако австралийская внешняя торговля обслуживается в основном иностранным флотом. Лишь около 10% стоимости экспортных грузов приходится на собственный австралийский флот, который занят в основном каботажными перевозками (от 50 до 80% всего грузооборота штатов).

Авиация – главное средство общения жителей как с внешним миром, так и с разными районами самой Австралии. По величинам пассажире- и грузооборота на душу населения авиационный транспорт Австралии на одном из первых мест в мире. 43 международные авиакомпании осуществляют авиационное сообщение с Австралией.

На внутренние авиационные перевозки приходится более 14 млн пассажиров в год.

4 Субрегиональная структура Австралии

На материковой части Австралии сформировались четыре экономических района (Юго-Восточный, Северо-Восточный, Западно-Центральный и Северный) и отдельный район возник на о. Тасмания. Территориальные различия в уровне развития и специализации хозяйства проявились еще в ходе колонизации и тесно связаны с особенностями природных условий.

4.1 Юго-Восточный район

Юго-Восточный район (штаты Новый Южный Уэльс, Виктория, юго-восток Южной Австралии и территория Федеральной столицы) – главный экономический район Австралии. На него приходится 20% территории и 70% населения страны. Этот индустриально-аграрный район дает 4/5 стоимости продукции обрабатывающей и 2/5 продукции добывающей промышленности, 3/5 сельскохозяйственных товаров, 3/4 торгового оборота. Здесь сосредоточено свыше половины всех железных дорог. Ранняя колонизация, благоприятные природные условия (прежде всего климатические) субтропиков и наличие полезных ископаемых (уголь, железная руда, цветные металлы, титановые руды), гидроэнергии способствовали его социально-экономическому выдвижению. Это наиболее густонаселенная и высокоурбанизированная часть страны, где расположены крупнейшие города. Экономика района весьма диверсифицирована. Все основные отрасли имеют общенациональное значение: добыча угля, черная металлургия, машиностроение, химическая, пищевая и легкая промышленность. Тут находятся важнейшие промышленные центры – Сидней, Мельбурн, Аделаида, Ньюкасл. Ведущую роль играет район в сельском хозяйстве (60% сбора пшеницы, 65% поголовья овец), сконцентрировав большую часть интенсивного орошаемого земледелия. Основные сельскохозяйственные земли приурочены к внутренним возвышенным частям, тогда как на побережье размещены города и порты с промышленными предприятиями.

4.2 Северо-Восточный район

Северо-Восточный район (штат Квинсленд), расположенный в тропической зоне, занимая 1/5 площади и сосредоточивая лишь 1/6 населения, дает 1/4 продукции горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства. До второй мировой войны это была чисто аграрная область, но за последние десятилетия были созданы бокситовая, алюминиевая и нефтедобывающая отрасли промышленности. Ныне этот индустриально-аграрный район выделяется развитой горнодобывающей промышленностью и сельским хозяйством (особенно мясным скотоводством), развивающейся обрабатывающей промышленностью. Добывают медную руду, полиметаллы, олово, кобальт, бокситы, нефть и газ, а также уран. Выросли отдельные отрасли обрабатывающей промышленности – пищевая, лесная и деревообрабатывающая, обработка неметаллических полезных ископаемых. В Гладстоне – крупнейший завод по производству глинозема. В районе, сосредоточившем 2/5 поголовья крупного рогатого скота, производят треть всего мяса, отсюда идет свыше 4/5 его экспорта. Овцеводство поставляет мясо и шерсть. Весьма разнообразно интенсивное земледелие. Выращивают сахарную свеклу и производят 95% национальной продукции сахара. Значительные площади занимают зерновые (кукуруза) и технические (табак) культуры, тропические плодовые (бананы, ананасы). Из городов выделяется Брисбен (1,1 млн человек) – третий город страны, с крупной базой для первичных отраслей экономики, хотя ныне выросло значение обрабатывающей промышленности.

Реферат опубликован: 30/06/2006