Государственное регулирование в Японии

Страница: 1/3

В послевоенный период четко выделяются 2 модели гос­ударственного регулирования отраслей инфраструктуры: пре­имущественно прямое участие государства в развитии инфра­структуры (50-70-е годы) и преимущественно косвенное воз­действие (80-е годы).

В 50-70-х годах действовала достаточно жесткая система государственного административного регулирования. Регулиро­вание компаний инфраструктуры носило поотраслевой характер, т.е. ограничевалось рамками отдельных отраслей.В соответст­вии с принятыми и 50-60-е годы законами каждая отрасль ин­фраструктуры контролировалась конкретным центральным прави­тельственным учреждением.

В сферу государственного административного регулирования входили следующие важнейшие стороны деятельности компаний инфраструктуры: начало функционирования, обусловленное обя­зательным получением лицензии; объем и структура производ­ства; установление границ изменения цен на услуги; масшта­бы и структура основного капитала и характер его использо­вания, стандарты техники безопасности; выпуск акций и дру­гих ценных бумаг и т.д.Государственные органы обладали пра­вом налагать запрет на принятые компаниями решения по этим аспектам деятельности, если они противоречили распоряжениям государственных органов.

Кроме "приказных" методов большую роль в административ­ном регулировании инфраструктуры играли также такие средс­тва, как "неофициальные рекомендации" правительственных уч­реждений по направлениям развития производства, структуре инвестиций и другим аспектам деятельности частных компаний. Эти средства административного руководства никак не были закреплены в отраслевых законах, но действовали тем не ме­нее достаточно эффективно.Как показала практика, часные ко­мпании в большинстве случаев следовали этим рекомендациям. Дело в том, что в случае "ослушания" компания могла лишить­ся выгодных государственных заказов, льготных кредитов и т.д.

Меры административного регулирования в отраслях инфра­структуры разрабатывались, как правило, совместно государ­ственным аппаратом и частными фирмами. Для этого при всех министерствах и государственных управлениях, их депортамен­тах и отделах была создана сеть консультативных советов. В их состав вхводили представители административного аппара­та, предпринимательских организаций, профсоюзов и ученые. Обычно их возглавляли представители крупного бизнеса.

Главными целями административного регулирования в 50- 70-е годы являлись: поддержание мелкого бизнеса, защита японских фирм от иностранных конкурентов, поддержка компа­ний приоритетных отраслей (морского и воздушного транспорта,

информационного обслуживания и т.д.), а с середины 70-х го­дов- и стимулирование снижения энергоемкости производства и уровня загрязнения окружающей среды (в отраслях транспор­та, электро-, газоснобжения).

Большое внимание к мелкому бизнесу в отраслях инфра­структуры объяснялось, во-первых, тем, что сектор мелкого предпринимательства представляет собой наиболее массовый слой производителей в отраслях инфраструктуры Японии,"наст­роение" которого в силу большого числазанятых в нем во мно­гом определяет социальную стабильность в обществе, уровень занятости и безработицы.

Важнейшими средствами поддержания мелкого бизнеса в 50- 60-е годы служили антимонопольное законодательство и 15 специальных законов,предусматривавших воздействие государ­ства на конкурентную борьбу в отраслях инфраструктуры.В этих же целях государство регламентировало объемы производ­ства и продаж, нижние границы цен, стимулировало процесс создания ассоциаций мелких предпринимателей и их коопера­тивов.Особенно интенсивно указанные меры применялись на транспорте, в оптовой торговле и сфере деловфх услуг.Госу­дарство существенно ограничевало допуск иностранного капи­тала (в области автомобильного и воздушного транспорта,свя­зи, электро-, газоснабжении, информационного обслуживания), оказывало помощ в получении новейшей научно-технической ин­формации, в организации обмена опытом между предпринимате­лями и т.д.

Реферат опубликован: 23/11/2009