Государственное регулирование в Японии

Страница: 2/3

В 70-е годы государство также оказало большую поддержку "структурно-больным" отраслям, стимулировав свертывание их мощностей (законы и программы помощи морскому и железнодо­рожному транспорту).

Но в 80-е годы система административного регулирования инфраструктуры претерпела существенные изменения.В условиях ускорения НТП, необходимости быстрой разработки и внедрения новой техники сохранение привилегированного положения от­дельных компаний и ограничение конкуренции превратилось в факторы, сдерживающие развитие инфраструктуры и рост между­народной конкурентоспособности японских компаний.В этой си­туации государство перешло от политики сдерживания к поли­тике максимального стимулирования конкуренции во всех отра­слях инфраструктуры, максимально сокращяя "сферы государст­венной опеки".

Были отменены ограничения на создания новых компаний в отраслях связи, информационного обслуживания, воздушного транспорта, значительно упростилась процедура лицензирова­ния частных компаний в автомобильном транспорте и сфере де­ловых услуг.

Другим направлением перестройки административного регу­лирования в целях стимулирования конкуренции и расширения свободы предпринимательской деятельности в отраслях инфра­структуры стало ослабление государственной регламентации ценовой политики частных фирм.

В 1983-1985 годах было ослаблено регулирование тарифов автомобильного транспорта- введены потоварная тарифная си­стема в области внутрирегиональных перевозок и система та­рифов в зависимости от региона.

В результате НТП и диверсификации производства происхо­дит стирание отраслевых границ, быстро возрастает число компаний, функционирующих одновременно в нескольких отрас­лях.Появляются новые формы монополизации (с помощью инфор­мационных сетей, межотраслевых объединений и т.д.), которые не подпадают под прежнюю систему антимонопольного регулиро­вания, ограниченного рамками отдельных отраслей. Все это потребовало отхода от поотраслевого принципа регулирования и перехода к регулированию не отраслей, а компаний.

Для обеспечения соответствия структуры административно­го аппарата новым условиям развития, в том числе для умень­шения расходов на его содержание, были ликвидированы его мало эффективные звенья, а также звенья, ставшие ненужными в результате сужения масштабов административного регулиро­вания. Были сокращены численность занятых и количество де­партаментов и отделов всех министерств и управлений, зани­мающихся административным регулированием компаний инфра­структуры. За 1980-1987 гг. общее число чиновников, работа­ющих в министерствах и управлениях, курирующих инфраструк­туру , уменьшилось на 2,1 тыс. человек.

Интернационализация отраслей инфраструктуры Японии и выход ее компаний на рынки других стран привели к тому, что прежние методы административного регулирования уже не могут охватить все стороны деятельности инфраструктурных фирм. Для решения этой проблемы был взят курс на "интернационали­зацию" системы административного регулирования, приведения ее в соответствие с новыми условиями. Был создан механизм сгласования государственного регулирования отраслей различ­ных стран на межправительственном уровне.

Япония участвует в специализированных международных ко­миссиях по вопросам развития отдельных отраслей инфраструк­туры, появились двусторонние комиссии по урегулированию кон­фликтов в торговле услугами ряда отраслей инфраструктуры и совместного решения других вопросов.

По мере формирования международного механизма регулиро­вания инфраструктуры основное внимание постепенно смещается с устранения внешнеторговых противоречий на координайию со­вместных усилий для решения долгосрочных проблем развития отраслей инфраструктуры (разработка принципиально новых средств и сооружений, создание всемирной комплексной цифро­вой сети связи и т.д.).

Результатом ослабления государственной регламентации явилось усиление конкуренции и повышение эффективности фун­кционирования компаний дерегулируемых отраслей, особенно в связи, на воздушном и автомобильном транспорте и т.д. При­чем положительные тенденции наблюдаются не только в самой дерегулироемой отрасли, но и во многих других отраслях. На­пример, реформы в области связи внесли вклад в ускорение НТП в информационном обслуживании и производстве средств связи и электронной техники.

Реферат опубликован: 23/11/2009