Жизнь и деятельность чукчей

Страница: 2/4

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 — авт. округ). Для этнического развития Ч. в 20 в., особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й пол, 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособ­ленности отдел, групп. Культурные раз­личия тундровых и береговых Ч. стира­ются и к наст. времени в Шмитовском, Беринговском, Чаунском и Анадырском р-нах практически исчезли. На В. Чукотки, где сохраняется традиции зве­робойный промысел, аккультурация береговых Ч. идет медленнее. Расширя­ются контакты Ч. с русскими и др. наро­дами, растет число смешанных браков (от 20 до 60%). Дети в смешанных бра­ках обычно выбирают чукотскую нацио­нальность.

Основные занятие тундровых Ч. — кочевое оленеводство, имевшее ярко выражен­ный мясо-шкурный характер. Использо­вали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнит, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрирова­лись олени путем перекусывания семен­ных каналов.

Основные занятие береговых Ч. — охота на мор. зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиноч­ку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, впоследствии почти полностью истребленных; под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До наст. времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с груза­ми, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались ору­дием с наконечником из рога, позд­нее — железа.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художеств, резьба и

гравировка по кости и моржовому клы­ку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 в. на восточном побе­режье возникли кустарные объедине­ния по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. раз­вилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в с. Уэлен (соз­дана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие Ч. стали нани­маться на китобойные шхуны и золотые прииски.

Большинство современных Ч. занимаются традиционные занятиями в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, теплич­ном овощеводстве, сфере обслужива­ния, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых поселках; укрупнены поселения при­морских Ч. В 1989 более 1,5 тыс. Ч. про­живало в городах — Магадане, Ана­дыре.

Для обществ, строя Ч. к началу кон­тактов с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, диффе­ренциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3—4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных олене­водов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были свя­заны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обы­чаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в.— малая патрилокальная. По традиционному свадеб­ному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оле­нях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их род­ственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2—3 недели после рожде­ния. Существовали элементы группо­вого брака («переменный брак»), отра­ботки за невесту, у богатых — много­женство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Реферат опубликован: 14/12/2009