Анатомия невежества

Страница: 1/5

Рефлексы души

В 1863 году в Петербургском журнале была напечатана статья профессора Сеченова "Рефлексы головного мозга", в которой высмеивалась попытка "философов-идеалистов и церковников, самым серьезным образом обсуждавших вопрос о том, где в организме находится вместилище души, души как чего-то нематериального, не подчиняющегося законам природы". В результате исследований Сеченова было обнаружено, что когда на обнаженный мозг лягушки накладывают кристаллы поваренной соли, рефлексы замедляются, а когда на лапку капают серной кислотой, они ускоряются. Так было окончательно доказано отсутствие в человеке "Божественной души". С этих пор жизнь человека стала просто физиологической потребностью его организма, а наши муки и радости - условными рефлексами, сродни тем, что появляются у лягушки под влиянием серной кислоты.

Великий ученый обнаружил в лягушке печень и селезенку, но не обнаружил души. Что можно сказать на это? С помощью зверских методов можно прийти только к зверским выводам. Как и в большинстве случаев, здесь не эксперимент приводил к выводу, а априорный вывод помогал поставить нужный эксперимент.

Наивному гению отечественной науки было невдомек, что пока он изучал рефлексы распотрошенной лягушки, душа ее плакала, корчась от боли, причиненной ее телу. Душа ее плакала, не понимая, что происходит с нею, почему она должна покинуть это тело, в котором ей было так хорошо, в котором она познала незамысловатые радости лягушачьего бытия, в котором она самозабвенно пела от любви, грелась на солнце и ела вкусных комаров. Гений считал, что все ее слезы - это всего лишь условный рефлекс, гениально ускоренный им в результате соприкосновения лягушачьей лапки с серной кислотой.

Слезы, конечно, рефлекс, но желание жить вечно - не рефлекс, а природа вечной души. Или, если рефлекс, то рефлекс не тела, а души. Именно это желание заставляет лягушку убегать от острого скальпеля и в ужасе верещать. Субстратом любого желания, так же как и сопутствующих ему удовольствий и страданий, является душа. Наш верный компьютер не оплакивает свою судьбу всякий раз, когда мы выключаем его. Он не плачет и не молит нас о пощаде, когда видит занесенную над кнопкой руку. Он может жалобно пищать, когда кончается ток в батарейке, но писк этот только кажется жалобным нам, живым, - ему все равно, жить или умереть. А лягушке почему-то не все равно, так же как и нам.

Два аспекта иллюзии, или попытка подоить козла Майя, под влиянием которой находился титулованный живодер, кажется отделенной от своего источника и повелителя, Бога, но в то же время она не способна существовать самостоятельно. Ее самостоятельность, сколь бы убедительной она ни казалась, мнима, и именно поэтому эту энергию Бога называют майей, иллюзией.

Майя имет два аспекта: нимитта-майя (энергия причинности, или джива-майя) и упадана-майя (материя, или гуна-майя). Эти два аспекта вводящей в заблуждение энергии Кришны соответственно, составляют действенную и вещественную причины мироздания. Оба аспекта майи подобны отражению солнца.(1) Отражение солнца существует как бы само по себе, но в то же время оно зависит в своем существовании от солнца. Подобно этому, джива-майя и гуна-майя существуют помимо Бхагавана как такового, но не независимо от Него.

Свет солнца, упавший на какой-то предмет, либо отражается им, либо поглощается. В первом случае кажется, будто предмет светится отраженным светом, а во втором возникает тень (йатха абхасах, йатха тамах), но и то, и другое - результат деятельности солнца. Подобно этому, джива-майя наделена сознанием (сиянием), а гуна-майя подобна тьме, то есть лишена сознания. Гуна-майя не существует в Бхагаване (так же, как на солнце нет тени), но в то же время она зависит от Него в том смысле, что не может существовать без Него. Нимитта-майя (джива-майя) - это иллюзия, которая влияет на дживы, поддающиеся ее влиянию. Она также имеет двойную функцию (2): видья (знание) и авидья (невежество). Видья-шакти благосклонно относится к обусловленным душам и способствует их освобождению, открывая им доступ к духовной энергии, или трансцендентному сознанию. Освобождение душе может даровать только Кришна, но Он делает это посредством Своей видья-шакти. Авидья же помогает процессу сотворения материального мира, скрывая истинную природу души от самой души и порождая эмпирическое сознание вместе с присущей ему привязанностью к телу и объектам чувств. В свою очередь, авидья-шакти тоже имеет две функции, или два аспекта. (3) Первая функция называется аваранатмика-майей: она накидывает покров невежества на душу и заставляет ее забыть о своей истинной природе - природе слуги Бхагавана. А вторая функция называется викшепатмика- или пракшепатмика-майей, так как она замыкает сознание души на самой себе, образуя эмпирическое сознание тела. Эти две функции авидья-шакти также коренятся в изначальной двойственности майи (йатха абхйаса, йатха тамах).

Реферат опубликован: 27/06/2009