Анатомия невежества

Страница: 3/5

Побуждаемая временем, душа Сеченова с накопленными ею привычками и наклонностями в должный срок родилась в теле человека. Тело это было целиком создано из материальной энергии. Удерживали ее в этом теле потоки праны, жизненной энергии. Та же материальная энергия дала этой душе выдающийся интеллект и ложное эго, которое помогло ей освоиться с новым телом, почувствовать себя в нем, как дома, и поверить в то, что это тело и есть она сама. Органы чувств и ум исправно снабжали его могучий интеллект всевозможной информацией, которую он научился перерабатывать, классифицировать и объяснять. Судьба помогла этой душе получить образование и обрести славу, почет, деньги, последователей и учеников. Так при чем здесь Бог? Всем этим душа Сеченова была обязана только материальной энергии, порождением которой она привыкла себя считать. Поэтому однажды, в порыве благодарности, вооружившись своим интеллектом и накопленным опытом, она поставила решающий эксперимент, окончательно доказавший всем, что нет не только Бога, но и ее самой. Единственное, чего не учла душа великого естествоиспытателя, это то, что, поставив этот эксперимент, она создала карму, ставшую семенем ее будущей жизни.

Майя, из которой состояло тело замученной лягушки, заставляла ее душу отожествить себя с лягушачьим телом и испытывать лягушачьи радости и муки. Эта же майя, заставляла ее тело дрыгаться, отзываясь на внешние раздражители. Эта же майя создавала в уме почтенного живодера теории о том, что души не существует, и она же в форме дайвы, провидения, сделала так, что в своей следующей жизни он родился лягушкой, чтобы на собственном опыте испытать, что чувствует лягушка, когда на ее мозг кладут кристаллики поваренной соли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Шримад-Бхагаватам, 2.9.34 рте 'ртхам йат пратийета на пратийета чатмани тад видйадатмано майам йатхабхасо йатха тамах

О Брахма, все то, что представляется имеющим какую-то ценность, если оно кажется несвязанным со Мной, на самом деле не существует.

Знай же, что это Моя иллюзорная энергия (майя), отблеск света (отражение) во тьме.

2. Шримад-Бхагаватам, 11.11.3

vidyavidye mama tanu

viddhy uddhava saririnam

moksa-bandha-kari adye

mayaya me vinirmite

О Уддхава, и знание (видья) и невежество (авидья), будучи порождением майи, являются порождением моей энергии (майайа ме винирмите). И знание, и невежество не имеют начала и постоянно награждают живые существа освобождением и рабством. КОММЕНТАРИЙ Шрилы Шридхары Свами:

tika ca tany ete bandha-moksav abhyam iti tanu sakti me

mayaya vinirmite. maya-vrtti-rupatvat. bandha-moksa-karity eka-

vacanam dvi-vacanarthe. nanu tat-karyatve bandha-moksayor

anaditva-nityatve na syatam. tatraha adye anadi. tato yavad avidyam

prerayami. tavad bandhah. yada vidyam dadami. tada moksah sphuratity

arthah. ity esa.

В этом стихе слово тану означает "две энергии", а майа-винирмите "созданный моей майей". Несмотря на то, что эти слова стоят в единственном числе, сложное слово "moksa-bandha-kari" указывает на двойственость проявления. Кто-то может возразить [на этот стих]:

"Разве нельзя сказать, что, поскольку и рабство и освобождение яляются следствиями [порождениеями видьи и авидьи], ни то, ни другое не может быть вечным? Стих отвечает на это возражение словом адйе, что означает "не имеющие начала". Следовательно: "Когда Я насылаю невежество, возникает рабство, а когда Я даю знание, приходит освобождение". Таков смысл этого стиха.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Дживы Госвами (Параматма-сандарбха, ануччхеда

54): atra maya-vrtti-rupatvad iti vastuto maya-vrtti eva te.

vinirmitatvam tv aparananta-vrttikaya taya prakasamanatvad evocyate.

yato 'nadi ity arthah. tatha sphuratity asya moksa ity

anenaivanvayah. jivasya svato muktatvam eva. bandhas tv avidya-

matrena pratitah. vidyodaye tu tat prakasate matram. tato nitya eva

moksa iti bhavah.

Поскольку и знание, и невежество возникли в результате деятельности майи, они называются ее функциями. Поскольку майя безгранична, все то, что она создает тоже не имеет начала. В этом состоит смысл данного стих (анвайа). Майа сама предоставляет освобождение обусловленной душе, хотя принято считать, что майа только порабощает душу. Однако она же дает знание и таким образом вечное освобождение. Таково значение.

Реферат опубликован: 27/06/2009