Анатомия невежества

Страница: 4/5

ОТРЫВОК из комментария Шрилы Хридаянанды Даса Госвами:

"Видья-шакти, знание, освобождает душу из тисков материальной энергии, а авидья-шакти, невежество, еще сильнее порабощает его. И видиья и авидья являются порождением могущественной энергии Личности Бога. Живое существо находится под влиянием иллюзии, когда считает себя владельцем грубого и тонкого материальных тел. По словам Шрилы Дживы Госвами, живое существо можно назвать джива-майей, а материальную энергию - гуна-майей. Живое существо доверяет свою жизненную энергию заботам материальной энергии (гуна-майи) и начинает по недоразумению считать себя частью материального мира. Такое искусственное искусственое смешение называется иллюзией, или невежеством. ( .)"

3. Шрила Джива Госвами, Парамартха-сандарбха, ануччхеда 54.

atra vidyakhya vrttiriyam svarupa-sakti-vrtti-visesa-vidya-prakase

dvaram eva. na tu svayam eva seti jneyam. athavidyakhyasya bhagasya

dve vrtti avaranatmika viksepatmika ca. tatra purva jiva eva

tisthanti tadiyam svabhavikam janam avrnvana. uttara ca tam

tad-anyatha-jnanena sanjayanti vartata iti. sri-bhagavan

Под тем, что здесь называется видьей (знанием), подразумевается личная энергия Господа, энергия трансцендентного знания. То, что здесь называют "авидьей" (энергией невежества), проявляется двояко: как аваранатмика и как викшепатмика. Первая из них поглощает душу (дживу) и скрывает присущее ей от природы знание. Вторая же внушает ей множество идей о ее природе, которые не имеют никакого отношения к реальности. Таков смысл. Это говорит Сам Шри Бхагаван.

4. Шримад-Бхагаватам, 3.5.

5. Шримад-Бхагаватам, 10.63.26

kalo daivam karma jivah sva-bhavo

dravyam ksetram pranam atma vikarah

tat-sanghato bija-roha-pravahas

tan-mayaisa tan-nisedham prapadye

Время, судьба, карма, индивидуальная душа и ее наклонности (самскары), а также тонкие материальные элементы, материальное тело, жизненный воздух, ложное эго, органы чувств и совокупность всего этого, отраженная в тонком теле составляют Твою вводящую в заблуждение энергию, майю, которая помещает душу в бесконечный цикл - как семя превращается в дерево, а дерево снова порождает семя. Я принимаю прибежище у Тебя, единственного, кто может полностью рассеять эту иллюзию майи.

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Шридхары Свами:

tika ca kalah ksobhakah. karma nimittam. tad eva phalabhimukham

abhivyaktam daivam. svabhavas tat-samskarah. jivas tadvan. dravyam

bhuta-suksmani. ksetram prakrtih. pranah sutram. atma ahankarah.

vikarah ekadacendriyani maha-bhutani ceti sodacakah. tat-sanghato

dehah. tasya ca bija-roha-vat pravahah. roho 'gkurah. dehad

bija-rupam karma. tato 'gkura-rupo dehah. tatah punar evam iti

pravahah. tat tvam nisedhavadhi-bhutam prapadye bhaje iti ity esa.

[В этом стихе] калах, время означает "возбудитель" [аспект Параматмы, который выводит из равновесия гуны материальной природы]. Карма - это причина [всего цикла, движущая сила]. Даива (судьба) - это та сила, которая приносит нам плоды [наших поступков]. Свабхава (наклонности и привычки) - это впечатления [самскары, накопленные в тонком теле]. Джива - это душа, обладатель всего этого.

Дравйам - это тонкие материальные элементы. Кшетрам - материальный мир.

Пранах - это нить жизни, атма - ложное эго, викара - одиннадцать органов чувств, то есть шестнадцать компонентов материального мира.

Тат-сангхатах - совокупность всего этого, составляющая материальное тело, которое возникло из прошлой кармы, подобно ростку, появляющемуся из посаженного в землю семени. В свою очередь, это новое тело накапливает новую карму. Тат значит "Тебе", который есть, нишедхавадхи-бхутам - "высший предел отрицания" [иначе говоря, когда вся иллюзия рассеивается, остаешься только Ты, Абсолютная Истина], а прпадйе означает "я поклоняюсь".

КОММЕНТАРИЙ Шрилы Дживы Госвами (Параматма-сандарбха, ануччхеда

53): atra kala-daiva-karma-svabhava nimittamcah. anye upadanamcas

tadvan. jivas tubhayatmakas tathopadana-varge nimitta-sakti-amso 'py

anuvartate. yatha jivopadhi-laksane 'ham akhye tattve

tadiyaham-bhavah. sa hy avidya-parinama ity adi.

Из элементов, перечисленных в этом стихе, время, судьба, карма и обусловленная природа (сва-бхава) составляют действенную причину творения. Все остальные элементы относятся к вещественной причине. Индивидуальные души упомянуты в обеих категориях. Они являются одним из элементов этого мира, однако, будучи одной из энергий Господа, они также относятся к категории действенных причин (активных начал).

Реферат опубликован: 27/06/2009