Анимистическая теория религии Э. Б. Тайлора

Страница: 3/6

Те, кто оспаривает истинность рассказов о встречах с призраками, должны помнить, что они относятся не только к образам людей, но и к таким приведениям, как оборотни и к ещё более фантастическим и символическим знакам. Так, например, саван, представляющийся духовным очам на живом че­ловеке, предвещает его смерть - немедленную, если он доходит до головы, и более далёкую, если он не выше пояса. Видеть искру, падающую на грудь или на руку человека, предвещает, что на руках его будет мёртвый ребёнок.

Особого внимания заслуживает представление о голосе духов как о ти­хом шепоте или свисте, как о “духе” настоящего голоса. Верования, что атри­буты души или духа распространяются и на другие духовные существа и что способы проявления их в значительной степени характерны и для голоса ме­диума, может помочь нам связать эти рассказы с обычаем колдунов шептать или бормотать заклинания.

Довольно распространенный обычай сыпать золу на пол, чтобы были видны следы духов или демонов, предполагает последних материальными су­ществами. В литературе время от времени встречаются указания на то, что духи имеют вес. Подобные сведения относятся к разным временам и регионам, начиная от рассказов колдуна племени басуто и заканчивая спиритуалистами, определившими вес человеческой души в 3 или 4 унции. Они уверяют, что душа состоит из особого вещества и может быть даже сфотографирована.

Душа, или дух, покидающий тело при смерти, способна по своей воле ос­таваться у могилы, странствовать по земле, летать в воздухе или отправляться в настоящую обитель духов -- в загробный мир. Люди не останавливаются на убеждении, что смерть возвращает душу к свободному и деятельному сущест­вованию. Они совершенно логично стараются помочь природе, убивая людей, чтобы освободить их души для служения духам. Таким образом, возникает один из наиболее распространенных, определенных и понятных обрядов анимисти­ческой религии -- обычай погребальных человеческих жертвоприношений на пользу умершего. Когда знатный человек умирает и душа его отлетает в пола­гающееся ей место, каково бы и где бы оно ни было, то, согласно совершенно логичному заключению первобытной философии, души его слуг, рабов или жен, убитых при его погребении, должны следовать за господином и продолжать служить ему в будущей жизни. Эти логические выводы нередко заставляют приносить в жертву посторонних людей для обращения их в то же духовное рабство. Из этнографического материала видно, что этот обряд не слишком резко выражен на самой низшей степени культуры, но, возникая при дальней­шем развитии дикарей, получает значительное развитие в период варварства и затем продолжает существовать или вырождается в пережиток.

Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в да­лекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного эт­нографа, он смотрит на них как на мифы -- часто в высокой степени ясные и ра­зумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы. Немногие предметы пробуждали в умах поэтов-дикарей столь смелые и живые представления, как мысль о будущей жизни. При всем том общий обзор подробностей этих воззрений в человеческом роде показывает среди величайшего разнообразия деталей правильное повторение одинаковых эпизодов, что опять должно приводить нас к так часто возникающему вопросу: насколько это совпадение зависит от прямого перехода мыслей от одного пле­мени к другому и насколько от сходного, но независимого развития их в отда­ленных одна от другой странах.

Эти верования можно последовательно сравнивать между собой от ди­кого состояния до полного развития цивилизации. И малокультурные и высоко­культурные народы в каждой из стран могут указать то место, откуда отлетаю­щие души отправляются в путь к своей новой отчизне. Всякое безводное место, пригодное скорее для мертвых, чем для живых, естественно внушает мысль о преддверии страны умерших. Излишне было бы приводить здесь все бесчис­ленное разнообразие мистических подробностей о страшном путешествии души через пещеры, каменистые тропинки и бесплодные равнины, по крутым скользким горам, в утлых челноках или по шатким мостам через пропасти и быстрые потоки, в постоянном ожидании яростного нападения губителя душ или под страхом рокового приговора строгих стражей другого мира. Не присту­пая еще к описанию страны духов, цели и предела странствования душ, по­ищем оснований, которыми поддерживалась вера в то и другое. Примитивные общества усматривают поддержку для своих учений в преданиях, прямом от­кровении и даже личном опыте. Для них область духов есть всем доступная страна, откуда многие возвращаются.

Картина нисхождения в Аид в самом деле ежедневно повторяется перед нашими глазами, как некогда разворачивалась она перед древними составите­лями мифов, которые видели, как солнце каждый вечер уходило в темный под­земный мир и утром снова возвращалось в страну живых. В силу самого про­стого поэтического сравнения с ежедневно заходящим и восходящим солнцем, олицетворяющим человеческую жизнь в прелести рассвета, в блеске полудня и в угасании при захождении, мифическая фантазия установила в религиозных верованиях всего мира, что страна отошедших душ лежит на далеком западе или в подземном мире.

Реферат опубликован: 20/10/2006