Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии

Страница: 21/28

Второй принцип, лежащий в основе Кармы, следующий: Мировое существование, которое, как мы сейчас видели, равнозначуще с мировой деятельностью, видоизменяется постоянно этой самою деятельностью. В эволюции существа деятеля видоизменение это может проявиться усовершенствованием или ухудшением, но непрерывность и тождественность существа не нарушаются. Так, наше тело постоянно видоизменяется своими собственными деятельностями и деятельностями внешнего мира, но - при этом - оно остается самим собою в течение всей нашей жизни. В этом смысле я разумею тождественность и непрерывность существа. Итак: 1-й принцип: Существование равнозначуще с деятельностью. 2-й принцип: Благодаря деятельности, видоизменяется существование; благодаря деятельности, мы подвигаемся вперед или двигаемся назад. Этот мировой закон - в применении к человечеству - может быть выражен в следующих словах: Каждый человек являет собой свою собственную Карму, свой особый вид деятельности. Все то, что человек представляет собою в настоящем, все, что он имеет, все, что человек представит из себя в будущем, или что он будет иметь, все это только последствия того, что он делал, делает и будет делать: в мыслях, в словах и поступках.* (* Мысли, слова и поступки, или короче: мысли, желания и поступки представляют собою деятельность человека в трех мирах или на трех планах (ментальном, астральном и физическом), которые являют собою все поле человеческой эволюции.) Короче, наше настоящее - плод нашего прошлого.* (* Под "прошлым" я разумею весь бесконечный ряд деятельностей, через которые прошло наше существо). Мы видим из всего сказанного, что закон Кармы есть только частное применение всеобщего закона. Подвигаясь в нашем исследование, мы найдем, что настоящее, как последствие прошедшего, является нам под двойным видом. Наслаждение или страдание, благоприятные обстоятельства или враждебные, эта двойственность заставляет нас подразделять деятельности нашего прошлого на две категории и говорить, что эти деятельности были хороши или дурны. Добро и Зло по существу относительно. Не существует ничего абсолютно доброго и ничего абсолютно злого, ибо идея Абсолютного исключает всякий предикат.* (* "Абсолютное добро" имеет не больше значения, чем "абсолютное движение" или "абсолютная теплота". В Абсолютном Добро и Зло, как и все остальное, составляют одно.) Понятие Добра и Зла имеет значение только, когда их противопоставляют одно другому в проявленной вселенной. Как плюс и минус, Добро и Зло необходимы для "проявления" и не существуют сами по себе. Раз эти понятия относительны, то, что зло для меня, может быть добром для другого; что было для меня добром вчера, может оказаться злом сегодня. Понятия эти имеют действительные значения только по отношению к тому существу, к которому относятся. Но из этого вовсе не следует, что все равно - добро или зло руководит нашими поступками. Смысл моих слов такой: Добро и Зло, как и все во вселенной, как время и пространство, как мы с вами - относительны; тем не менее в проявленной вселенной, как время и пространство, как холодно и тепло, как мы с вами, так и добро и зло существуют реально. Где же искать в таком случае критерия для наших поступков? Где тот признак, по которому мы можем безошибочно судить хороши они или дурны? Вот этот признак: всякое действие, мысленное, астральное или физическое, направленнное на то, чтобы ограничить живое существо в его развитии - дурно, ибо оно ведет к движению назад. Всякое действие, направленное на то, чтобы устранить ограничение, помочь живому существу в его движении к цели, Божественному, - хорошо. Таково истинное определение Добра и Зла.* (* Добро и Зло не вещи, а направления, наклонности). Приведу несколько примеров для уяснения моей мысли. Возьмем питание человека. Большинство людей запада не подозревают насколько они вредят своему развитию, питаясь грубой пищей, которую считают необходимой для поддержания сил и здоровья. Есть мясо животных одновременно хорошо и дурно. Для меня это было бы очень дурно; я повредил бы себе таким питанием во многих отношениях; прежде всего пострадало бы то тонкое чувство уважения ко всем формам Жизни, которое я унаследовал от своих предков, если бы я позволил своим ближним убивать животных для того, чтобы питать меня; более того, мои высшие способности потеряли бы свою ясность и мне было бы труднее господствовать над моей низшей природой. Но то, что дурно для меня, было бы очень хорошо для - людоеда. Мы могли бы сказать ему с полным основанием: "посмотри на этих прекрасных оленей и на красивых диких коз! Их мясо - вкусно и сочно, иди, преследуй их: для тебя - это будет благородным упражнением. Когда ты узнешь их вкус, ты перестанешь поедать себе подобных". Если бы нам удалось убедить его, мы были бы причиной огромного шага вперед в его эволюции.

Реферат опубликован: 25/01/2007