Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии

Страница: 25/28

Таковы оба элемента, которые мы должны соединить в нашей природе; элементы эти кажутся противоречащими один другому, так как для большинства людей именно в желании и коренится побудительная причина к деятельности, и для них подавить этот существующий двигатель - равносильно полному прекращению всякой личной деятельности. Но - противоерчие это все же должно быть разрешено, иначе придется совсем отказаться от расширения человеческого сознания и перенесения его из сферы земной в потусторонние области вселенной. По мере того, как вы научитесь владеть этим двойным ключом Мудрости, вы начнете расти как цветок растет под греющими лучами солнца, даже не сознавая того, что растете. В этом - первый шаг ко всякому опытному познанию. Если вы хотите сами проверить реальность потустороннего мира, нужно развить ваше сознание, перенести его постепенно в высшие начала вашей столь сложной природы; а для этого необходимо, оставаясь в полной мере деятельными, очиститься от всякой тени эгоизма. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят,"- сказал ваш Учитель. Это - истина, и не следует даже пытаться идти в этом направлении, пока не достигнуто очищение. Это - необходимость, на которой я должен настаивать, хотя бы мне пришлось повторять одно и тоже. Я всюду встречаю людей, которые желают видеть явления потусторонние, убедиться - как в осязаемой действительности, в трансцендентных истинах вселенной. Но мне кажется - они воображают достигнуть этого какими нибудь таинственными приемами. Какое вредное заблуждение! Без предварительного очищения невозможно придти в соприкосновение с вышими сферами природы. Впрочем я должен сделать оговорку: можно, до известной степени, войти в общение с астральным миром; но этого может достигнуть и любой шарлатан. С такими психическими силами вы не уйдете далеко от простого жонглера Индии, который показывает на улицах свои фокусы. Но подняться на духовную высоту, стать истинным философом, возможно только путем очищения своей природы, которое достигается только бескорыстной деятельностью и уничтожением эгоизма. Ибо вы хотите познать Верховное Начало, Первое и Последнее Единство; а это Единство не доступно для существа, в котором сохраняется хотя бы ничтожная частица розни. Возможно ли достигнуть Единства, если не уничтожить в себе всего, что разделяет нас от других существ? Таким образом бескорыстие требуется от ученика не на основании неопределенной сентиментальности, но как необходимость - неизбежная и строго доказанная. Припомните математическое сравнение, которое мы применяли в одной из наших бесед. Как лучи света, так же и мы происходим из единого центра. Пока мы - вне центра, на одной из окружностей, мы сознаем себя отдельным лучем, но если мы захотим достигнуть центра, мы должны отказаться от всякой розни, потому что, как лучи сходятся в одной центральной точке, так и все живые существа соединятся в центре в Одно. Если, глубоко проникнутые идеей единства, мы будем вести в этом мире существование деятельное, сознание наше начнет постепенно подниматься, сперва до астрального мира, объекты которого станут для нас все яснее и яснее видимы. Затем, по мере того, как мы будем упражняться в бескорыстной деятельности, сознание наше поднимется постепенно на высшие планы, сперва - на интеллектуальный (Манас низший), а затем и на план чистого Разума (Манас высший). На последнем плане мы начнем понимать абстракции, недоступные - как объекты - для нашего, так называемого "нормального" сознания. Например, отвлеченная идея "треугольность", проявляющаяся для нашего земного сознания в виде всех треугольников, которые мы только можем себе представить, явится нам как единый и ясный объект. Вот почему этот план называется "arupa": "без форм"; там - существуют первообразы, отвлеченные идеи, которые, исходя оттуда, проявляются на низших планах в виде всевозможных конкретных форм. Затем - мы перейдем сознательно на план "Buddhi" или в духовную сферу, где будем способны воспринимать одновременно и слияние и обособление; это состояние не поддается описанию, состояние - невыразимого блаженства, совмещающее и Единство и Индивидуальность, где мы одновременно и мы сами, и Все что есть. В этой сфере, Человечество, все еще разъединенное дяже и на плане Чистого разума (Манас высший), является как Единство. Там - реальная, осязаемая основа человеческого братства, ключ к нашей неразрывной связи и взаимной ответственнности. Когда же, под конец, сознание наше поднимется на план Нирваны, на план Atma, тогда осуществится полное тождество и мы станем сердцем и центром всякого бытия, всего что есть: тогда то мы освободимся от двойной иллюзии времени и пространства, иллюзии, существующей только на планах "множественности".

Реферат опубликован: 25/01/2007