Будда. Победить самого себя

Страница: 1/5

Человек - существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Он включен в жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он не отождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает ее с какой-то иной, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции. Сознательное стремление подняться над самим собой. завершить свое бытие является видовым признаком человека. отличающим его от других существ.

Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность собственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту сторону добра и зла -- таков общий пафос этики Будды. Будда исключительно серьезно отнесся к человеческой жажде бессмертия. Во-первых, он ясно осознал предельность, абсолютность этого стремления. Жизнь и смерть связаны между собой нерасторжимо. Тот. кто не желает умирать, не должен был бы желать родиться. Желание бессмертия -- больше, чем желание, оно является желанием исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно Будде, идея бессмертия имеет для человека не теоретический, а практический статус. Речь идет не о том, чтобы обосновать бессмертие, а о том, чтобы обрести его. Для этого человек, не те или иные объединения людей, не человечество в целом, а каждый отдельный человеческий индивид должен победить самого себя.

Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях. Реконструкция его первоначального содержания -- предмет исследований и дискуссий. Основными источниками для анализа взглядов и жизненного пути Будды являются: буддийская каноническая книга "Типитака" ("Три корзины [закона]"), составлявшаяся

последователями Будды в течение первых трех столетий после смерти учителя и записанная на языке пали в первые века и. э. на Цейлоне; мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите "Лалитавистара"; поэма "Буддхачарита" ("Жизнеописание Будды") великого классика буддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего предположительно в 1--11 веках и. э.; существующая в палийской и санскритской версиях книга "М4илиндапаньха" ("Вопросы М4илинды"). представ.ляющая собой беседу о сути буддийского учения между греческим царем М4илиндой (М4енандром) и буддийским монахом Нагасеной и составленная примерно во 11 в, и. э.

Жизнь

Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет. Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды и вымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и поэтических преувеличений, первоначальное исторической ядро легенды от последующих наслоений -- задача, которую необходимо разрешить хотя бы в каком-то приближении. Религиозные и эстетические образы складываются по законам, не требующим жесткой привязанности к исторической первооснове. И!иное дело -- этический образ. рассматривающий личность в контексте морального учения. Здесь речь идет об индивидуально-психологических предпосылках и эмпирическом воплощении нравственного идеала, и поэтому человеческая достоверность образа имеет первостепенное значение. Она. человеческая достоверность, может быть в напнем случае одним из критериев, позволяющих лучше разглядеть за легендой о Будде реальную жизнь реального индивида -- Сиддхартха Гаутамы.

Критерий человеческой достоверности, конечно. не безусловен, поскольку возможности разных индивидов могут сильно колебаться. Тем не менее он позволяет проводить различие между правдоподобными фактами и несомненными вымыслами. Например, свидетельство о том, что Будда прожил 8O лет. вполне мощно считать достоверным. А утверждение, что он после одного из своих рождений в предшествующей жизни блаженствовал на небесах пятьсот семьдесят миллионов шестьсот тысяч лет, следует считать мифом. Точно так же можно принять, что Будда своей любовью укротил злого слона, но Жизньнельзя поверить в то, что все переломные моменты в жизни Будды от зачатия до ухода в безостаточную нирвану сопровождались великими землетрясениями.

Реферат опубликован: 27/04/2008