Введение в догматическое богословие - лекция 1

Страница: 3/4

Истина многолика. Какой же частью ее занимается систематическое–догматическое богословие? (пояснить термины.) Что входит в него? Первой предпосылкой догматического богословия является основное богословие. Второй, у некоторых авторов сливающейся в первой, составляющей является философия религии. Они рассматривает самые общие истины относительно человеческого мышления о Боге — сущность и происхождение религии, возможности религиозного мировоззрения, вопросы гносеологии – аспекты богопознания (рациональный-”натуральный”, эмоциональный, волюнтаристский), далее преходит к природе откровения и влиянию религии на внешний и внутренний мир человека, с разных позиций. Далее идет основной источник христианского богословия — Библия. Здесь нам необходимо рассмотреть такие вопросы, как статус Библии, ее происхождение и достоверность, бросить взглад на различные методы анализа Библии (ко. мы уже упоминали). Рассмотреть с позиций основного богословия и философской герменевтики (второе очень кратко) вопросы авторитета Библии, категории богодухновенности и вопросы о “местонахождении” истины. |отн. материального характера Библии как книги|. Это мы позже рассмотрим подробно (вопр. герменевтики).

Наконец, источниками богословия, о чем мы так же говорили, являются традиция Церкви (если мы принадлежим к церкви, основанной Христом), деятельность разума и феномены опыта. Давайте порассуждаем об этих двух вещах.

/Даннинг/— Идея предания в иудео-христианском мышлении (parado/sij - нечто изложенное, traditio - нечто переданное)–От устного предания к письменному в I веке–Предание как истолкование текста–Предание в символах веры |спросить и рассказать| (развить). Важность предания: 1)Необходимость интерпретационного подхода к Библии наравне с герменевтическими редукциями фундаментализма; 2)Необходимость предпонимания текста; 3)Необходимость понятного, современного истолкования. Все это достигается в условиях существования единой традиции, восходящей ко Христу и апостолам, но достигающей до сегоднящнего понимания вопросов познания.

Говоря о разуме надо отметить, прежде всего, вопросы его ограниченности. Мы движемся от веры к пониманию. Чисто натуральное богословие невозможно в силу эмпирической непостижимости Бога– Функции разума. Структурирующая, истолковывающая. Выработка понятийных средств богословствования (философия как концептуальный продукт разума). Вопросы приверженности богослова определенной философской системе. Примеры. Возражения К.Барта. Не надо путать возражения против философии вообще и против аппарата конкретной системы. Все же, необходимо использовать понятийный аппарат современной философии. Ни одному богослову еще не удалось выразить христианскую веру в рамках библейской терминологии, без обращения к содержанию философии и др. форм мысли.

Относительно опыта.– Трудно определить его. Опыт Бога “в лоб”, очевидно невозможен. Общие моменты: 1) Переживание священного; 2) Внутренняя духовная ориентация/переориентация человека. Опыт нахождения под Божьим воздействием (Св. Духа), как расширение понятия.– Опыт как канал откровения. /Тиллих, СистБ, 1:42/: Событие, которое лежит в основании христианства, не заимствовано из опыта; оно исторически объективно. Опыт — не источник, откуда проистекает содержание систематического богословия, но средство, через которое это содержание экзистенциально воспринимается.– Опыт как источник подтверждения. Опыт Лютера в нерешаемости проблемы вины заслугами. (примеры из нашей практики.) Павел: “думаю и я имею Духа Божия”.– Проблема соотношения Слова и Духа. Аксиома непротиворечия (но().

Попробуем дать общее определение (не вкл. источники): Систематическое богословие изучает христианскую веру в рациональных (но не рационализирующих) утверждениях, упорядочено раскрывая ее, в связи с мыслью и образом жизни настоящего времени, являясь конструктивным анализом структуры и терминологии христианского языка (в их изменчивости) /Дж.Лайн, Г.Кауфман/.

Отсуда истекают следующие аспекты Сист. Богословия: конструктивность (а не старые песни); актуальность; согласованность; полнота (не “голая” сотериология), рациональность семантическая, логическая, методологическая. Наконец, нельзя умалять задачу перспективизации (в свете постоянного сдвига картины мира). “В богословии компетентен только Бог”, не так ли?! Из-за чрезвычайности и трансцендентности материала возникает необходимость опираться на большой объем гуманитарных дисциплин, которые изменяются. (Т. е. разум преосмысливает себя и изменяется его концептуальный продукт – философия). /Даннинг/ Лучшее, на что может надеятся ученый, — это четко обрисовать преспективу, в которой следует рассматривать систематическое богословие и, пользуясь логическим мышлением, изложить результаты исследования так, чтобы они ей соответствовали.

Реферат опубликован: 7/12/2006